СПбГПМУ
Клиническая психология



  • Продолжительность: 5,5 лет
  • Язык обучения: Русский
  • Форма обучения: Очная
  • Основа обучения: бюджетная / договорная
  • Email: aafedjaev@mail.ru
  • Телефон: +7 (812) 596-34-00
  • Вступительные испытания: Биология, Обществознание/Математика, Русский язык

Факультет образован в 2000 году. Первый прием состоялся в 2000-2001 учебном году.

Факультет клинической психологии СПбГПМУ осуществляет подготовку по программе специалитета 37.05.01 – клиническая психология, по программе бакалавриата по направлению подготовки 44.03.03. – Специальное (дефектологическое) образование, профиль - логопедия и магистратуре Специальное ( дефектологическое) образование, профиль - логопедия. Форма обучения – очная, дневная. Срок обучения по специальности клиническая психология – 5,5 лет, бакалавриат – 4 года, магистратура - 2 года. 

Специализации по клинической психологии (начинается с 3-го курса):

1. «Клинико-психологическая помощь ребенку и семье».

2. «Психологическая помощь в кризисных и экстремальных ситуациях».

Клинические базы факультета

• Клиническая больница Педиатрического Университета,

• Центр восстановительного лечения им. С.С.Мнухина «Детская психиатрия»;

• Национальный медицинский исследовательский институт им. В.М.Бехтерева,

• «Психиатрическая больница» №3 им. И.И.Скворцова-Степанова;

• Институт мозга человека Российской Академии Наук;

• СПБ научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.Альбрехта»ГУЗ;

• «Городской центр восстановительного лечения с психоневрологическими наруше-ниями» и др.

Что такое клиническая психология?

Клиническая психология – это наука, возникшая на стыке психологии и медицины. Она изучает, с одной стороны, как те или иные психические факторы, влияют на развитие заболеваний, их профилактику и лечение, а с другой – как болезни влияют на психику человека. Другая важная задача, решаемая клинической психологией, – это изучение различных проявлений психики в динамике, равно как изучение нарушений в развитии психики. Важнейшей задачей является и изучение характера отношений больного человека с медицинским персоналом и окружающей него средой. Еще один важный аспект – это изучение психологических последствий повреждений центральной нервной системы и других расстройств головного мозга и нервной системы человека. Наконец, важнейшей задачей клинической психологии является оказание психотерапевтической помощи людям. Сказанное позволяет выделить в структуре клинической психологии соответствующие решаемым задачам области знания: психосоматика, патопсихология, нейропсихология, психотерапия.

 Благодаря своей практической направленности, усилия клинической психологии на-правлены на понимание, предвидение и облегчение плохой приспособленности человека, улучшение его адаптационных возможностей, повышение психических возможностей, гармонизацию психического развития, преодоление недугов, наконец, психологическую реабилитацию. В этой связи в центре внимания клинической психология находятся интеллектуальные, эмоциональные, поведенческие, биологические и социальные аспекты функционирования человека на протяжении всей его жизни.

Чем может заниматься клинический психолог?

Основными сферами деятельности клинического психолога являются проведение развернутой и углубленной психологической диагностики, психологического консультирования, психокоррекционных и психотерапевтических мероприятий, психологическая реабилитация, а также проведение судебно-психологической военной и трудовой экспертизы.

• Клинический психолог оказывает психокоррекционную и психотерапевтическую помощь при различных психосоматических и патопсихологических нарушениях, невротических и пограничных психических состояниях, наркомании, алкоголизме и других зависимостях от психоактивных средств.

• Клинический психолог-нейропсихолог проводит нейропсихологические исследования с целью диагностики и лечения разнообразных расстройств головного мозга и центральной нервной системы. Кроме диагностической деятельности он дает рекомендации по лечению больных; велика его роль при проведении реабилитационных мероприятий. Круг его пациентов составляют дети и взрослые, страдающие потерей речи, жертвы несчастных случаев, дети с трудностями в учебе, с врожденными аномалиями головного мозга.

• Клинический психолог-консультант оценивает и консультирует отдельных людей или группы относительно их жизненных проблем, карьеры, проблем во взаимоотношениях, людей, переживающих кризисное состояние.

• Важнейшей сферой приложения сил клинического психолога является реабилитационная психология, назначение которой в оказании психологической помощи лицам, страдающим неврологическими, физическими, эмоциональными, интеллектуальными расстройствами, а также нарушениями психического развития. Клинический психолог-реабилитолог изучает причины и следствия этих расстройств, обследует людей, планирует и проводит лечение таких людей. Реабилитация включает в себя определение и коррекцию личностных факторов, препятствующих полноценной жизни человека.

• Совершенно новой областью клинической психологии является активно развивающаяся психология здоровья, которая занимается приложением психологических знаний к про-блемам здоровья, его укрепление и улучшение. Клинический психолог – специалист в области психологии здоровья изучает связи между поведением человека и его физическим здоровьем, разрабатывают психологические программы и методы, помогающие людям преодолевать стрессы, бросать курить и пить, снижать вес.

• Невозможно переоценить роль и значение детского клинического психолога. Он имеет дело как проблемами, возникающими в ходе нормального психического развития ребенка, так и при наличии у него соматических заболеваний, а также с оценкой и лечением детей с психическими нарушениями. Он помогает детям справиться с болезненными врачебными процедурами, потерей прежних способностей, страхом смерти, гневом и обидой на свою судьбу, подавленностью и растерянностью вследствие болезни, депрессией, тревогой, трудным поведением, завистью к своим здоровым сверстникам.

• Еще одна важная сфера деятельности клинического психолога – это консультирование по проблемам семьи и брака. Перечень проблем, возникающих в этой сфере весьма разнообразен, что требует от клинической психолога эрудиции и глубокой подготовки в самых разных областях человеческих отношений. Это могут быть проблемы во взаимоотношениях между родителями и их детьми, во взаимоотношениях между супругами, в том числе и сексуального характера, проблемы, касающиеся всей семьи в целом.

• Все более широким полем деятельности для клинического психолога становится сфера социальной работы. Он может заниматься такими видами деятельности как оказание помощи жертвам насилия, благополучие детей, проведение реабилитационных программ при алкогольной или наркотической зависимости, лицам, освободившимся из мест заключения, благополучие детей, служба семьи.

• В центре внимания клинического психолога находится работа с людьми с отклоняющимся поведением, так называемыми девиантами. Современный мир, к сожалению, стал источником порождения все большего числа таких людей, особенно среди подростков. Самый распространенный способ общественного контроля за такими людьми – это лишение их свободы. Однако он не решает суть проблемы. Клиническая психология предлагает свои способы ее решения и эти способы, несмотря на их долговременный и затратный характер, оказываются и более эффективными с точки зрения общества, и экологическими в отношении конкретного индивида.

Из сказанного становится ясно, что клиническая психология – это не только и не столько академическая дисциплина, сколько прикладная. Поле ее востребованности становится все более широким, поскольку общество желает решать с помощью психологического воздействия все большее число своих проблем. Клиническая психология активно расширяет свои контакты как с различными отраслями психологической науки – юридической, возрастной, педагогической, спортивной, военной психологией и т.д., так и с другими профессиями, относящимися к сфере психического здоровья. Можно утверждать, что клиническая психология становится центральной, интегративной наукой для всех других дисциплин, изучающих человека.

Какую подготовку проходит студент на факультете клинической психологии, чтобы стать востребованным специалистом?

Несмотря на то, что клиническая психология – это психологическая дисциплина, программа подготовки клинического психолога включает циклы дисциплины самого различного профиля.

Во-первых, это цикл дисциплин гуманитарного профиля – история Отечества, культурология, социология, философия, логика, этика, педагогика, правоведение, экономика, русский язык и культура речи, иностранный язык и др.

Во-вторых, это цикл математических и естественнонаучных дисциплин – математика, информатика в психологии, антропология, анатомия центральной нервной системы с курсом латинского языка, физиология центральной нервной системы, физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем, современные концепции нейроонтогенеза, экология.

Большое место в подготовке клинических психологов занимает цикл общепрофессиональных психологических дисциплин. Он, кстати, полностью соответствует перечню психологических дисциплин, изучаемых по специальности 020400–«психология», что и позволяет клиническому психологу присвоить квалификацию – «Психолог». К ним относятся: общая психология и общий психологический практикум,, экспериментальная психология, социальная психология, психология развития и педагогическая психология, история психологии и психология личности, психология труда, специальная психология и сравнительная психология, клиническая психофизиология и психология индивидуальных различий, психология здоровья, конфликтология и юридическая психология, психология религии, психогенетика, психодиагностика и математические методы в психологии, а также ряд других интересных и нужных для практики дисциплин.

Центральное же место в подготовке клинического психолога отводится циклу специальных дисциплин.

Это – клиническая психология, нейропсихология и патопсихология, психосоматика и учение о неврозах, психологическое консультирование и теории и методы психотерапии, психология аномального развития и отклоняющегося поведения, психологические аспекты психических расстройств и психология восстановления и реабилитации высших психических функций, психология телесности и психофармакотерапия, профилактика наркоманий и алкоголизма и проведение судебно-психологической экспертизы. В этот же цикл входят и такие медицинские дисциплины как неврология, психиатрия, внутренние болезни, а также психологическая помощь хирургическим больным.

С целью выработки и закрепления практических навыков значительное внимание уделяется практической подготовке будущих специалистов в рамках обязательных практикумов: по патопсихология и нейропсихологии, по психологической коррекции и психотерапии, по коррекционно-развивающему обучению, по психосоматике и детской клинической психологии.

С целью развития личностного потенциала будущего клинического психолога студенты проходят ряд тренингов, таких как социально-психологичекский тренинг с целью разви-тия коммуникативных навыков, тренинг ведения переговоров и тренинг сенситивности (развитие чувствительности), тренинг личностного роста и методический тренинг, прохождение которого дает право на самостоятельное проведение определенных видов тренингов. Тренинговая программа предполагает прохождение Балинтовских групп, а также групповой и индивидуальной супервизии, в рамках которых студенты под наблюдением и контролем высококвалифицированных клинических психологов и психотерапевтов осуществляют само-стоятельную клиническую деятельность.

Завершающий этап обучения – изучение дисциплин специализации – «Психопрофи-лактика, психокоррекция и психотерапия детей и подростков». Этот цикл включает такие дисциплины как детская патопсихология, нейропсихология детского возраста, психология сексуальности, методы клинической психодиагностики, психология травматического стресса, психология семьи и семейная психотерапия, психология саморазрушающего поведения, психологические основы реабилитации детей, психотерапия при неврозах, психотерапия эндогенных психозов, клиническая психология перинатального развития, введение в клинический детский психоанализ.

По завершению курса обучения студенты проходят преддипломную научно-исследовательскую практику, результатом которого является дипломная работа по избранной теме и ее защита в рамках Государственной аттестации, наряду со сдачей междисциплинарного экзамена.

Где может работать клинический психолог?

Это стало ясно уже при чтении сфер приложения его профессиональных способностей. В первую очередь это сфера здравоохранения, различные лечебные учреждения общесоматического и психоневрологического профиля в стационарных и амбулаторно-поликлинических условиях для взрослых и детей. По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации сфере здравоохранения нужно, по меньшей мере, 6000 квалифицированных клинических психологов.

Другой важной сферой приложения сил является сфера образования, где клинические психологи могут работать психологами в образовательных учреждениях разного уровня, преподавателями психологии в средних, специальных и высших учебных заведениях любого профиля.

Третья важная сфера – это пенитенциарная система, активно развивающая сейчас психологическую службу и испытывающая острую нужду в высококвалифицированных кадрах клинических психологов.

Наконец – это обширнейшая сфера социальной работы во всем ее многообразии. Кроме того, клинические психологи могут работать менеджерами по управлению персоналам, консультантами в сферах управления, бизнеса и связям с общественностью.

Следует отметить, что широчайшая и фундаментальная профессиональная подготовка, обеспечивающая выполнение клиническими психологами диагностической, коррекционной, консультативной, экспертной, профилактической, реабилитационной, научно-исследовательской и учебно-воспитательной деятельности делает их вполне конкурентно-способными и востребованными специалистами в самых разных и порой неожиданных сферах.