СПбГПМУ

Врачи Педиатрического университета вернули к полноценной жизни девочку, упавшую с 9-го этажа

Университет
Дата публикации: 20 июля 2020

Факт, что ребёнок после тяжелейших травм не только выжил, но и смог заново научится ходить, медики называют чудом. О сложном пути восстановления рассказала заведующая отделением лечебной физкультуры СПбГПМУ Юлия Лобова.

14-летнюю девочку доставили в Клинику Педиатрического университета в июле 2018 года по так называемому «красному коридору»: минуя приемный покой, сразу в отделение реанимации. Ребёнок находился в критическом состоянии: в списке диагнозов закрытая черепно-мозговая травма, геморрагический и болевой шок, множественные повреждения костей конечностей и органов брюшной полости.

К спасению девочки немедленно подключилась команда врачей:  анестезиологов-реаниматологов, травматологов, нейрохирургов, специалистов лучевой диагностики и службы переливания крови. В первые же часы пациентке выполнили фиксацию позвоночника: своевременная операция позволила устранить сдавление спинного мозга. Как только состояние ребенка стабилизировалось, травматологи приступили к поэтапным вмешательствам на бедренных костях  и костях таза.  

Одновременно с оперативным лечением специалисты лечебной физкультуры начали комплексную реабилитацию.  Девочка к тому времени уже пришла в себя, но не понимала, что с ней произошло и постоянно просилась домой.

– Реабилитация первого периода играет важнейшую роль. Необходимо сохранить все функции, поддерживать мышцы, ткани, суставы в рабочем состоянии. Иначе атрофия происходит очень быстро, буквально на вторые сутки. Развивается тугоподвижность суставов, пролежни,  - рассказала Юлия Лобова. Она также добавила, что в данном случае основными методиками реабилитации были  массаж и лечебная гимнастика. Возможности физиотерапии существенно ограничивали металлоконструкции, установленные в позвоночнике и бедренных костях ребёнка. 

Когда пациентку перевели на отделение хирургии, занятия стали интенсивнее. Постепенно удалось вернуть чувствительность конечностей. Медики не теряли надежду, что после полученных травм ребёнок всё-таки сможет ходить. 

– Между нашими физическими возможностями и мозгом, сознанием есть связь, которую ни в коем случае нельзя недооценивать. Например, если у пациента травмирована одна конечность, то врачи лечебной физкультуры работают с обеими конечностями. И за счёт этих связей на уровне мозга, нервов, такое воздействие даёт положительный эффект, - пояснила Юлия Лобова.  Она также рассказала о методиках, применяемых для реабилитации пациентов с утраченными функциями организма. 

– Если утрачена подвижность конечности, то мы говорим человеку: давай представим, что она движется. В это время врач или массажист определённым  образом двигает ногу или руку пациента. Пассивная гимнастика включает в себя идеомоторные (мысленно выполняемые)  упражнения, пассивные упражнения – без волевого усилия и мышечного напряжения и дыхательную гимнастику. Активная гимнастика начинается, когда пациент уже может сам выполнять какие-то упражнения. Существуют общеизвестные методики, в них нет ничего специфического. Это просто ежедневная тяжёлая совместная работа, - отметила Юлия Лобова.

Для восстановления утраченных функций необычайно важна мотивация пациента. Поэтому врачу лечебной физкультуры часто приходится примерять на себя роль тренера или психолога.

Ребенку нужно было объяснять, что уже всё самое страшное случилось, что сейчас идет процесс реабилитации. И каждый день, каждое занятие, каждая минута, проведенная в больнице, приближает к выздоровлению, – подчеркнула Юлия Лобова. 

В данном случае психологическая поддержка была особенно необходима:  рядом с ребенком не было родителей. Найти подход к подростку, особенно, оказавшемуся в настолько трудных обстоятельствах, не просто. Лучше всех с этим справилась массажист Наталья Зайцовская. Именно она взялась помогать пациентке следить за прической: девочку в больнице собирались подстричь, но она была категорически против. 

Почти одновременно с нашей героиней в клинику попал её ровесник, который тоже выпал из окна. Дети вместе лежали в реанимации и вместе проходили реабилитацию. У мальчика травмы были не такими тяжёлыми, и он выздоровел быстрее. Когда товарищ по несчастью спустя какое-то время пришёл навестить  девочку, она, по словам врачей, наконец-то поверила, что восстановление возможно. 

Окончательное осознание того, что есть свет в конце туннеля, пришло, когда пациентка впервые смогла пошевелить пальцем на ноге. После этой первой победы восстановление  пошло стремительно. Через два с половиной месяца после падения девочку впервые поставили на ноги. 

-Я помню тот день, когда пришла на работу и увидела эту девочку, стоящую в коридоре.  Оказалось, что она выше меня, - рассказала доктор Лобова.

Через 4 месяца пациентка покинула клинику на своих ногах. Сейчас врачи продолжают следить за её здоровьем: ребёнок регулярно проходит медицинские осмотры в клинике СПбГПМУ.

У этой истории счастливый финал, но статистика жестока: только в 2019 году в результате падения с высоты погибло 125 детей. Чаще всего из окон выпадают малыши – в 60% случаев пострадавшим не было пяти лет. В группе риска и подростки, которые редко задумываются о последствиях своих действий. Предотвратить трагедию может только внимание взрослых. Очень важно обеспечить безопасность жилища, нельзя забывать и о регулярном общении с ребёнком на эту тему. 

Памятка родителям:

  • Разговаривайте с  детьми! Объясняйте малышам, как опасно открытое окно и чем может обернуться падение с высоты. Будьте внимательны к подросткам: вы должны понимать их, а они должны доверять вам. 
  • Не оставляйте маленьких детей без присмотра 
  • Установите на окна специальные замки или ограничители, которые не позволят детям самостоятельно открыть окно. 
  • Москитная сетка – самая распространенная причина падения маленьких детей из окон. Помните, что сетка создает иллюзию безопасности, она не выдержит вес ребенка.
  • В квартире, где есть ребенок, должен быть застеклен балкон.
  • Не открывайте окна настежь! Всегда используйте форточки или вертикальный режим проветривания
  • Отодвиньте мебель от окон, чтобы ребенок не смог залезть на подоконник. Подросткам не разрешайте сидеть на подоконниках, «перевешиваться» через оконную раму или перила балкона. 
  • Не показывайте маленькому ребенку, как открывается окно.
  • Не держите маленьких детей на руках у открытого окна. 

Поделиться в социальных сетях:
Дата публикации: 20 июля 2020

Похожие новости

III Всероссийская научно-практическая конференция «Клиническая психология: рождение и жизнь»

Конференция пройдет 3-4 октября 2025 года в Санкт-Петербурге

Циклы повышения квалификации для преподавателей

Регистрация на цикл осуществляется через портал непрерывного медицинского образования

Кафедра реабилитологии ФП и ДПО приглашает студентов медицинских вузов, врачей, медицинских сестер на цикл профессиональной переподготовки «Медицинский массаж»

Цикл пройдет с 29 сентября по 22 ноября 2025 года