Факт, что ребёнок после тяжелейших травм не только выжил, но и смог заново научится ходить, медики называют чудом. О сложном пути восстановления рассказала заведующая отделением лечебной физкультуры СПбГПМУ Юлия Лобова.
14-летнюю девочку доставили в Клинику Педиатрического университета в июле 2018 года по так называемому «красному коридору»: минуя приемный покой, сразу в отделение реанимации. Ребёнок находился в критическом состоянии: в списке диагнозов закрытая черепно-мозговая травма, геморрагический и болевой шок, множественные повреждения костей конечностей и органов брюшной полости.
К спасению девочки немедленно подключилась команда врачей: анестезиологов-реаниматологов, травматологов, нейрохирургов, специалистов лучевой диагностики и службы переливания крови. В первые же часы пациентке выполнили фиксацию позвоночника: своевременная операция позволила устранить сдавление спинного мозга. Как только состояние ребенка стабилизировалось, травматологи приступили к поэтапным вмешательствам на бедренных костях и костях таза.
Одновременно с оперативным лечением специалисты лечебной физкультуры начали комплексную реабилитацию. Девочка к тому времени уже пришла в себя, но не понимала, что с ней произошло и постоянно просилась домой.
– Реабилитация первого периода играет важнейшую роль. Необходимо сохранить все функции, поддерживать мышцы, ткани, суставы в рабочем состоянии. Иначе атрофия происходит очень быстро, буквально на вторые сутки. Развивается тугоподвижность суставов, пролежни, - рассказала Юлия Лобова. Она также добавила, что в данном случае основными методиками реабилитации были массаж и лечебная гимнастика. Возможности физиотерапии существенно ограничивали металлоконструкции, установленные в позвоночнике и бедренных костях ребёнка.
Когда пациентку перевели на отделение хирургии, занятия стали интенсивнее. Постепенно удалось вернуть чувствительность конечностей. Медики не теряли надежду, что после полученных травм ребёнок всё-таки сможет ходить.
– Между нашими физическими возможностями и мозгом, сознанием есть связь, которую ни в коем случае нельзя недооценивать. Например, если у пациента травмирована одна конечность, то врачи лечебной физкультуры работают с обеими конечностями. И за счёт этих связей на уровне мозга, нервов, такое воздействие даёт положительный эффект, - пояснила Юлия Лобова. Она также рассказала о методиках, применяемых для реабилитации пациентов с утраченными функциями организма.
– Если утрачена подвижность конечности, то мы говорим человеку: давай представим, что она движется. В это время врач или массажист определённым образом двигает ногу или руку пациента. Пассивная гимнастика включает в себя идеомоторные (мысленно выполняемые) упражнения, пассивные упражнения – без волевого усилия и мышечного напряжения и дыхательную гимнастику. Активная гимнастика начинается, когда пациент уже может сам выполнять какие-то упражнения. Существуют общеизвестные методики, в них нет ничего специфического. Это просто ежедневная тяжёлая совместная работа, - отметила Юлия Лобова.
Для восстановления утраченных функций необычайно важна мотивация пациента. Поэтому врачу лечебной физкультуры часто приходится примерять на себя роль тренера или психолога.
– Ребенку нужно было объяснять, что уже всё самое страшное случилось, что сейчас идет процесс реабилитации. И каждый день, каждое занятие, каждая минута, проведенная в больнице, приближает к выздоровлению, – подчеркнула Юлия Лобова.
В данном случае психологическая поддержка была особенно необходима: рядом с ребенком не было родителей. Найти подход к подростку, особенно, оказавшемуся в настолько трудных обстоятельствах, не просто. Лучше всех с этим справилась массажист Наталья Зайцовская. Именно она взялась помогать пациентке следить за прической: девочку в больнице собирались подстричь, но она была категорически против.
Почти одновременно с нашей героиней в клинику попал её ровесник, который тоже выпал из окна. Дети вместе лежали в реанимации и вместе проходили реабилитацию. У мальчика травмы были не такими тяжёлыми, и он выздоровел быстрее. Когда товарищ по несчастью спустя какое-то время пришёл навестить девочку, она, по словам врачей, наконец-то поверила, что восстановление возможно.
Окончательное осознание того, что есть свет в конце туннеля, пришло, когда пациентка впервые смогла пошевелить пальцем на ноге. После этой первой победы восстановление пошло стремительно. Через два с половиной месяца после падения девочку впервые поставили на ноги.
-Я помню тот день, когда пришла на работу и увидела эту девочку, стоящую в коридоре. Оказалось, что она выше меня, - рассказала доктор Лобова.
Через 4 месяца пациентка покинула клинику на своих ногах. Сейчас врачи продолжают следить за её здоровьем: ребёнок регулярно проходит медицинские осмотры в клинике СПбГПМУ.
У этой истории счастливый финал, но статистика жестока: только в 2019 году в результате падения с высоты погибло 125 детей. Чаще всего из окон выпадают малыши – в 60% случаев пострадавшим не было пяти лет. В группе риска и подростки, которые редко задумываются о последствиях своих действий. Предотвратить трагедию может только внимание взрослых. Очень важно обеспечить безопасность жилища, нельзя забывать и о регулярном общении с ребёнком на эту тему.
Памятка родителям:
