С помощью нейрокогнитивных технологий в Педиатрическом университете исследуют проблему дислексии и феномен понимания текста.
Интерактивную онлайн-методику формирования навыка чтения у детей с дислексией создали в научно-исследовательском центре Педиатрического университета.
Более 300 детей из разных уголков России уже обучаются на интернет-платформе slogy.ru.
В основе разработки – игровая стратегия и опора на непроизвольное правильное чтение. Методика акцентирует внимание на способностях ребёнка, а не на проблемах и недостатках. Такой подход позволяет избежать психологических травм и формирования негативного отношения к чтению, которое характерно для детей с дислексией.

Развитие лаборатории нейрокогнитивных технологий входит в программу стратегического развития университета. Исследования в этой области поддерживает ректор СПбГПМУ Дмитрий Иванов. В реализации научной программы принимают участие сотрудники кафедры логопатологии факультета клинической психологии.
Проектом руководит заведующий кафедрой логопатологии, профессор Александр Корнев. Он рассказал, что в университете более пяти лет работает единственная в России лаборатория нейрокогнитивных технологий, в которой специалисты разных областей гуманитарных, естественных наук и медицины исследуют механизмы усвоения чтения детьми и понимания текстов.
– На основе наших фундаментальных исследований, поддержанных грантами Российского фонда фундаментальных исследований и Российского научного фонда, мы создаем методы и технологии, помогающие детям с дислексией и другими нарушениями научиться читать и достигать функциональной грамотности, – сообщил Александр Корнев.
Исследования на стыке нейрофизиологии, психолингвистики, когнитивной психологии и медицины позволяют получить новую информацию о феномене понимания прочитанного, умения или неумения видеть подтекст и смысл написанных слов.
– В российской науке пока еще очень мало исследований, связанных с анализом процессов усвоения чтения. В наших исследованиях используются самые современные технологии, такие как айтрекинг – компьютерная программа, фиксирующая движение взора, регистрация активности головного мозга человека, проведение функциональной МРТ. Некоторые из устройств – мобильные, что позволяет использовать их как стационарно, так и на выезде, – продолжил заведующий кафедрой.

Накануне лабораторию посетил основатель сети книжных магазинов «Буквоед» Денис Котов. Он отметил актуальность работы по изучению феномена чтения. Программа, разработанная в СПбГПМУ, позволяет своевременно и эффективно оказывать помощь детям с нарушениями процессов понимания текстов.
В реализации проекта участвуют преподаватели и студенты вуза – будущие логопеды и психологи. На завершающей стадии находится диссертационное исследование научного сотрудника лаборатории нейрокогнитивных технологий Сергея Оганова.