Непростые клинические случаи решаются на всех отделениях Педиатрического университета. Причем, лечение порой – очень продолжительное, требующее серьезных наблюдений, исследований и анализа.
Нестандартных решений осенью 2021 года потребовала история болезни 4-летней пациентки, поступившей на психоневрологическое отделение. В марте 2022 года она вновь побывала в клинике для проверки результатов лечения, назначенного 4 месяца назад. Лечение, определенное на отделении, дало результаты, при том, что до поступления в Педиатрический университет ясности не было.
Началось с жалоб на отсутствие речи, а также понимания обращённой речи, неусидчивость, рассеянность внимания. При этом до 2 лет 4 месяцев развитие ребенка соответствовало возрасту, не вызывая опасений.
В 2 года 4 месяца, на фоне полного внешнего здоровья, у девочки начались проблемы: частое моргание с последующим падением, приступы случались по 15-20 раз в день. Мама на третий день болезни обратилась к ортопеду с жалобами на слабость дочки в ногах. Они были направлены ортопедом к неврологу, в тот же день произошел первый развернутый приступ, с потерей функций организма, длительностью до двух минут. Был установлен диагноз: дебют эпилепсии, назначена противоэпилептическая терапия.
Далее мама отмечала в течение более, чем года, постепенную утрату речи и ранее приобретенных ребенком навыков. МРТ головного мозга не выявило патологий. Между тем, обращали на себя внимание: снижение интеллекта, концентрации внимания, гипермоторность, простые просьбы девочка выполняла частично после нескольких настойчивых повторений.
В клинике Педиатрического университета ребенку сделали клинико-биохимический анализ крови, ЭКГ, нейросонографию, УЗИ внутренних органов, брюшной полости и щитовидной железы. Девочку осмотрели офтальмологи, логопеды и сурдологи. Результаты всех вышеперечисленных исследований оказались в пределах нормы. Рутинная электроэнцефалография во время бодрствования не выявила патологии.
Двухчасовой электроэнцефалографический мониторинг сна имел решающее значение в диагностике.
По совокупности данных анамнеза, клинических проявлений, а также данных электроэнцефалографии, установлен диагноз: эпилепсия с электрическим эпилептическим статусом медленного сна.
Специалисты скорректировали противосудорожную терапию. Кроме того, согласно современным международным рекомендациям, добавили гормональную терапию. Лечение эпилепсии с электрическим эпилептическим статусом медленного сна достаточно сложная задача, и зачастую добиться успеха можно только комбинированной терапией.
Повторно пациентка поступила на психоневрологическое отделение через 6 месяцев, весной 2022 года. Врачи отметили явное улучшение: девочка на осмотр реагирует с интересом, сохраняется рассеянное внимание, но повторяет простые слова, выполняет избирательно команды, на вопросы отвечает словами, мама отметила увеличивающийся словарный запас. Эпилептические приступы не повторялись. На электроэнцефалографическом мониторинге эпилептиформной активности выявлено не было.
Этот случай демонстрирует важность соблюдения поэтапного углубленного обследования ребенка, основывающегося на жалобах и характере клинической картины, с последующим применением терапии, согласно современным клиническим рекомендациям. Кроме того, он показывает, что самые сложные случаи имеют выход, если клиника связана с научной базой и есть возможность аналитического, фундаментального подхода к лечению пациентов.