Менингомиелоцеле – это грыжа спинномозгового канала, при которой происходит выпячивание тканей и вещества спинного мозга через костный дефект позвоночного столба. Это один из самых серьёзных пороков нервной трубки плода, диагностировать который можно на ранних сроках беременности с помощью ультразвукового исследования.
В 10% случаев менингомиелоцеле сопровождается кифозом – деформацией позвоночника. Дети с такой патологией лишены возможности ходить, а костный выступ не позволяет им лежать на спине или сидеть в инвалидном кресле. На месте костного выступа атрофируется кожный покров, возникают трофические язвы. Рёбра пациента соприкасаются с тазовыми костями, причиняя ему боль. Чтобы улучшить качество жизни ребёнка, необходимо убрать острый горб.
Обычно врачи сразу после рождения ребёнка выполняют коррекцию спинномозговой грыжи, а деформацию позвоночника устраняют гораздо позже. За это время кифоз прогрессирует, что приводит к множеству негативных последствий.
Детский хирург Педиатрического университета Артем Косулин предложил совместить два этапа операции, выполнив коррекцию деформации позвоночника одновременно с нейрохирургическим вмешательством.
|
— Если присутствует костная деформация – горб, то исправлять кифоз оптимально в период новорожденности, — пояснил доктор Косулин и продолжил: «Обычно, даже если присутствует деформация позвоночника, костный этап откладывают до 3-х летнего возраста и старше. Но в таком случае эта операция длится около 8 часов и сопровождается значительной кровопотерей, существует риск осложнений. Кроме того, ортопедический прогноз у таких пациентов хуже, потому что деформация будет прогрессировать». |
В ходе ортопедического этапа операции вертебрологи удаляют маленький сегмент из дуги, образующей деформацию, чтобы получился прямой участок позвоночника. За счет этого уменьшается объем костной ткани и рана легко закрывается. Кроме того, по словам хирургов, уменьшается натяжение реконструированного спинного мозга, что может улучшать неврологический прогноз.
|
— Мы не ожидаем, что двигательная функция у пациента улучшится, потому что на фоне такого порока спинной мозг очень плохо развит. Но если хоть какие-то положительные изменения произойдут, то уменьшается вероятность образования пролежней, ребенок сможет пользоваться инвалидным креслом, лежать на спине. Мы боремся за улучшение качества жизни, – сказал Артем Косулин. |
Ключевой момент успеха лечения сложного порока – мультидисциплинарная команда Педиатрического университета.
|
— Для этих операции необходимы организационные условия: чтобы в одной операционной собрать тех, кто умеет делать остеотомию позвоночника и тех, кто умеет оперировать спинномозговую грыжу у только родившихся малышей. Важно, чтобы в одном учреждении были все нужные специалисты, — сказал детский хирург. |
По словам вертебролога, сейчас только одна группа хирургов в мире выполняет коррекцию порока, совмещая нейрохирургический и костный этапы – это коллектив врачей в Турции.
Первая в России операция прошла в июне 2021 года, а уже в сентябре врачи Педиатрического университета повторили инновационное вмешательство.
|
—Дети наблюдаются неврологами, нейрохирургами и показывают очень хорошие результаты. Раньше к этому возрасту после традиционных операций мы наблюдали прогрессирование деформации позвоночника и неврологические ухудшения. На данный момент у 2-х детей таких осложнений нет, мы продолжаем наблюдать за ними, держим связь с родителями. У нас очень хорошие прогнозы на их дальнейшую жизнь, - рассказал нейрохирург операционного отделения перинатального центр СПбГПМУ Иван Усенко. |
Сейчас малышам, прооперированным хирургами Педиатрического университета, 13 и 10 месяцев. Один ребенок живет в Саратове, второй в Петербурге.
Педиатрический университет, обобщив опыт, представил практику в журнале «Хирургия позвоночника».