СПбГПМУ
Медицина
Дата публикации: 28 сентября 2022

Деформация грудной клетки — это врожденное или приобретенное искривление грудины и прилегающих к ней ребер. Чаще всего встречается воронкообразная деформация – в народе «грудь сапожника», реже – килевидная – «голубиная» – грудь, однако возможны и другие варианты. Аномалии строения грудной клетки иногда сопряжены с нарушениями функций внутренних органов – сердца и лёгких. Кроме того, анатомический дефект бьёт по самооценке подростка.

Далеко не все детские медицинские учреждения в России, где успешно выполняют большое количество ортопедических операций, обладают опытом и техническими возможностями для проведения реконструктивных вмешательств на грудной клетке. Врачи Педиатрического университета используют мультидисциплинарный  подход, чтобы помочь пациентам. 

 

– Данную проблему, как правило, вызывает генетическая патология – системная дисплазия соединительной ткани. Деформация – лишь одно из звеньев цепи. Ребёнка необходимо серьёзно обследовать. В Педиатрическом университете для этого есть все необходимые специалисты и оборудование, – уверен заведующий хирургическим отделением №2 клиники СПбГПМУ Владислав Авраменко

По словам врача, у пациентов нередко диагностируют патологии сердечно-сосудистой системы и лёгких. В ряде случаев это следствие деформации, но более частая причина – основное заболевание, то есть системная дисплазия соединительной ткани. 

 

– Мы всегда проводим ряд исследований, выполняем компьютерную томографию – не  только чтобы посмотреть костную анатомию, но и чтобы исключить изменения в лёгких, которые требуют вмешательства торакальных хирургов, – объясняет специалист.

Воронкообразная или килевидная грудь может быть и сугубо эстетической проблемой, но от этого она не становится менее серьёзной. Доцент кафедры клинической психологии СПбГПМУ Мария Коргожа считает, что подростку особенно сложно принять тот факт, что он чем-то отличается от сверстников. 

 

– Формирование отношения к собственному телу подчинено определенной динамике и зависит от возраста ребенка и его личностных особенностей. Принять изменения во внешнем виде – непростая задача и для взрослого человека. Подросток же сталкивается с ещё большими трудностями ввиду уязвимости самооценки, – говорит кандидат психологических наук.  

Перспективы консервативного лечения небольших деформаций грудной клетки становятся понятны только в результате консультаций, а в ряде случаев – полного обследования. Владислав Авраменко признаётся, что иногда врачи отговаривают от операции пациентов с небольшими малозаметными деформациями: риск хирургического вмешательства не должен превышать риск болезни. Но для многих юношей и девушек анатомический дефект – проблема всей жизни. 

 

– Деформация не всегда влияет на физическую активность – среди таких пациентов есть очень много спортсменов высокого уровня. Но она может наложить тяжелейший психологический отпечаток. Пациент обращается за помощью, потому что очень комплексует из-за своего внешнего вида. Мир подростков очень жесток, – считает заведующий хирургическим отделением №2.

По мнению врачей, очень важно дать пациенту максимально полную информацию об операции, чтобы тот мог принять взвешенное решение, особенно если показания носят косметический характер. 

На сегодняшний день существуют различные виды хирургической коррекции деформации грудной клетки. Врачи Педиатрического университета  владеют  щадящими минимально инвазивными методиками.

 

– Коллектив нашего учреждения традиционно занимается данной патологией. Некоторые методы лечения разработаны у нас на кафедре детской хирургии. Далее они совершенствовались, появлялись новые диагностические возможности, – говорит Владислав Авраменко

Сегодня для коррекции воронкообразной грудной клетки ортопеды-травматологи обычно выполняют минимально инвазивную торакопластику. В ходе операции хирурги помещают под деформированную область одну или несколько металлических пластин определённой формы. Манипуляцию выполняют через небольшие разрезы на боковых стенках грудной клетки. Через 2-3 года пластину извлекают – остаются лишь едва заметные шрамы.

Для коррекции килевидной  деформации хирурги осуществляют резекцию рёберных хрящей и грудины и выводят грудную клетку в физиологичное положение.

 

– Объём вмешательства большой. Грудная клетка – это работа в области сердца и лёгких, здесь требуется высокая квалификация всей бригады хирургов, анестезиологов-реаниматологов, среднего медперсонала. Пациент должен пройти необходимые обследования перед вмешательством, он требует большого внимания в послеоперационном периоде. Мы понимаем, что каждый ребёнок индивидуален и подключаем к диагностике и лечению большую команду профессионалов. Это и позволяет нам добиваться положительных результатов, – подчёркивает Владислав Авраменко. 

Попасть на приём в клинику Педиатрического университета можно обратившись в консультативно-диагностический центр СПбГПМУ по адресу: Санкт-Петербург, ул. Матросова, 22. 

Телефон: 8(812)424-10-03, 337-03-03

Почта: kdc.oms@mail.ru (с пометкой ортопедия, деформации грудной клетки). 

 

Поделиться в социальных сетях:
Дата публикации: 28 сентября 2022

Похожие новости

«Мы делаем всё для спасения и сохранения качества жизни ребёнка»: врачи Педиатрического университета рассказали о состоянии школьницы, упавшей с седьмого этажа

Делать какие-либо прогнозы рано, но медики говорят о пациентке с осторожным оптимизмом.

«Похудел на 17 килограммов, но в планах сбросить ещё 27!»: врачи Педиатрического университета помогли юноше побороть ожирение

Подростку с редким именем Стефан 15 лет. Он отличник, спортсмен и юнармеец. Однако активный образ жизни не уберёг его от ожирения: когда в декабре 2024 года мальчик впервые обратился за помощью специалистов клиники СПбГПМУ, его вес составлял 134 килограмма

«Это один из самых сложных случаев в практике»: врачи Педиатрического университета 9 часов оперировали ребёнка с тотальной формой болезни Гирпшрунга

Двухлетний Игнат Белугин чувствует хорошо - врачи осторожно говорят, что если восстановление продолжится в том же темпе, ребёнок скоро сможет вернуться домой в Ярославль