– Почему детям нравится играть с гаджетами?– Мультимедийное устройство дает детям мгновенный доступ к развлечениям, информации и знаниям. Детей до 3-х лет в силу особенностей возрастного восприятия привлекает сенсорный опыт, который они получают без особого труда. Это оживающие, трансформирующиеся под пальцами картинки, многообразие цветов, форм, графических композиций, иллюзии объемности и глубины пространства, богатое звуковое сопровождение, ощущение вибрации. Стремление ребенка получать этот важный для него сенсорный опыт через взаимодействие с гаджетом в конечном итоге может вытеснить другие формы и пути получения сенсорной информации, что потенциально является неблагоприятным для полноценного психофизического развития ребенка.
– Вредно ли, когда ребенок много «сидит» в планшетах и смартфонах?
– Существуют противоречивые данные о пользе и вреде опыта ранней цифровой социализации детей. Позитивные результаты получили исследователи, которые показали, что ранний цифровой опыт полезен для когнитивного, то есть связанного с познанием, развития ребенка раннего возраста. Однако, подавляющее большинство исследований говорят о том, что наибольшее значение имеет то, каким образом организована окружающая цифровая среда, которую создают родители для своего ребенка в раннем детстве.
Например, если родители включают гаджет в систему «вознаграждение-наказание» или систематически замещают смартфоном личное общение, то такая подмена нарушает нормальный ход развития коммуникативной и эмоциональной сфер ребенка.
Часто доступ к устройствам юные пользователи могут получить уже в возрасте, начиная с 6–8 месяцев. Родители опираются на обучающий потенциал технологий: компьютерные игры учат алфавиту, счету до десяти, иностранному языку. Раньше буквам и цифрам обучали родители, бабушки по книгам и картинкам, а теперь остаётся только взаимодействие ребенка с гаджетом.
Мамы оставляют ребёнка с планшетом, так как они загружены работой и домашними делами. Более того, электронные устройства используют в естественных жизненных ситуациях – при кормлении, купании, чтобы не вступать в конфликты с малышом.
Подавляющее большинство отечественных исследователей считают неприемлемым введение гаджетов в жизнь ребенка до четырёх лет. Существует опасность для здоровья – ухудшение зрения, перевозбуждение, нервное истощение. Страдают навыки освоения ребёнком речи.

– А что с ребятами постарше?
– Исследование влияния опыта цифровой социализации на развитие детей дошкольного и школьного возрастов в большинстве случаев получило негативные результаты. Ученые выявили, что использование цифровых технологий в обучении детей в возрасте 4-7 лет может привести к снижению регуляторных функций психики и способствовать гиперактивному поведению детей.
Установлено, что бесконтрольное использование дошкольниками мобильных устройств приводит к развитию дефицита внимания и задержки формирования внутренних механизмов саморегуляции. Ребенку сложно адаптироваться в школе, страдает его социальный интеллект. Экспериментально установлено, что систематическое, неограниченное по времени применение гаджетов приводит к снижению функционирования социального интеллекта у детей 6-8 лет, который не достигает показателей средне-высокого уровня.
– Использовать мультимедийные устройства в процессе обучения тоже вредно?
– В ряде Европейских стран, в США и Австралии обучение компьютерной грамотности и использование цифровых технологий всё чаще включается в программы дошкольного образования. Использование специальных цифровых технологий с применением арт-техник показало свою эффективность в развитии внимания, мышления и творческой креативности у детей старше 2-х лет. Также исследователи выявили, что использование гаджетов в форме видеосопровождения чтения вслух родителями сказок для детей раннего возраста благоприятно влияет на процесс запоминания, усвоения материала и восприятия родного языка.
– Как не пропустить момент, когда у ребенка начинается зависимость от электронных устройств?
– Это очень индивидуальный показатель. Некоторые дети дистанцируются от мультимедийных устройств долго, другие вовлекаются очень быстро. Следует насторожиться, если необходимость в гаджете у ребенка настолько сильная, что он не может переключиться и использовать другое средство для игр или развлечений. Например, если малыш смотрит в планшет и не может отвлечься на интересную, красивую книгу или новую игрушку, не хочет посмотреть диафильм, поиграть в настольную игру – ему нужен только планшет или телефон.

Такое может происходить, когда ребенку предлагается контент, не соответствующий его возрасту. Например, в 3-4 года он смотрел очень яркие видео, с резкими сменами картинки, быстрыми движениями персонажей, громкими звуками. Такие видео очень сильно возбуждают нервную систему малыша, и тогда просмотр более спокойного, подходящего видеоряда уже не развлекает его – нужен только яркий, резкий стимул. Чтобы не допустить такой ситуации, родителям очень важно ориентироваться на возрастной диапазон контента и критически оценивать то, что смотрит ребенок.
Если при попытках переключения на другой вид деятельности ребенок начинает плакать, кричать, не может успокоиться пока не получит желаемое, можно говорить, что ребенок испытывает эмоциональную зависимость от гаджета. Родителям необходимо срочно начать подыскивать приемы и средства для того, чтобы разнообразить игровую среду ребенка вне электронного устройства.
Как организовать общение ребенка с гаджетами так, чтобы не навредить ему?
|