Эдуард Владимирович родился в 1937 году в Ленинграде. Вся его жизнь проходила в борьбе с вызовами судьбы. Его характер формировался в непростое время: отец был репрессирован в годы сталинского правления (его реабилитации он добился только в 2011 году), а детство пришлось на суровые годы Великой Отечественной войны в блокадном городе. Это сформировало Эдуарда Владимировича как человека несгибаемой воли, трудолюбивого и целеустремленного.
Эти ценные личностные качества помогли ему поступить в Ленинградский педиатрический медицинский институт, который он с успехом закончил в 1961 году. После учебы 2 года Эдуард Владимирович работал хирургом в районной больнице Архангельской области, а в 1963 — вернулся в родной город. Следующие 50 с лишним лет профессор связал свою жизнь с родной alma mater.
Поступив в аспирантуру на кафедру детской хирургии ЛПМИ, он попал на обучение к одному из ведущих врачей того времени, основателю отечественной школы детской хирургии, члену-корреспонденту РАМН, профессору Гирею Алиевичу Баирову. Именно благодаря его чуткому и внимательному руководству, активному участию в жизни своих учеников Эдуард Владимирович смог подробно ознакомиться с особенностями хирургии брюшной полости и грудной клетки, с оперативной коррекцией пороков развития у детей и детской травматологией. Используя бесценный практический опыт, полученный при работе хирургом общей практики в Архангельской области, Эдуард Владимирович смог подготовить и блестяще защитить кандидатскую диссертацию на тему: «Хирургическое лечение посттравматических деформаций костей верхних конечностей у детей» (1967 г.).

Также в период обучения в аспирантуре Эдуард Ульрих преподавал детскую хирургию студентам старших курсов. Именно при нем в университете была организована экспериментальная операционная, созданная для улучшения качества преподавания хирургии и выполнения студентами самостоятельных научно-исследовательских работ. Она работает и по сей день. Во многом, именно благодаря работе этой операционной, удалось воспитать целую плеяду ведущих детских хирургов и молодых научных работников, внесших существенный вклад в развитие отечественного здравоохранения.
На протяжении шести лет Эдуард Владимирович занимался зарубежной практикой студентов ЛПМИ. Вместе со студентами выезжал на практику в ГДР в 1979 году и Чехословакию в 1981.
Пройдя длинный путь от ассистента до профессора и заведующего кафедрой, которую он возглавлял с 1992 по 2002 гг., он принял активное участие в развитии советской и российской детской хирургии. В конце 70-х годов Э.В. Ульрих увлекся хирургией позвоночника, посвятив ей все свои силы и время. К 1985 году он защитил докторскую диссертацию «Хирургическое лечение пороков развития позвоночника у детей», в которой предложил новейшие авторские классификации и методы лечения самых разных деформаций позвоночника у детей. К этому времени Эдуард Владимирович понял, что стране необходим курс детской вертебрологии, поскольку в большинстве случаев ортопеды, нейрохирурги и рентгенологи того времени практически не были знакомы с методами диагностики и лечения заболеваний позвоночника у детей.

С 1990 по 1999 гг. профессор возглавлял центр патологии позвоночника в Выборге. В это же время Эдуарду Владимировичу удалось сделать то, к чему он стремился — создать первый в стране курс детской вертебрологии. Благодаря его кропотливому труду, настойчивости, уверенности в себе, ему удалось разработать множество инновационных для того времени подходов. Были значительно снижены возрастные ограничения для вмешательств у пациентов с повреждениями позвоночника, впервые применены спинальные импланты у детей первых лет жизни и еще множество инновационных разработок. Кроме того, Эдуард Владимирович разработал оригинальные корригирующие вмешательства при различных аномалиях: полупозвонках, пороках позвоночного канала, синдроме расщепленного мозга, лечении опухолей и сочетанных деформаций и т.д.
Его усилиями была организована первая российско-французская конференция по хирургии позвоночника у детей в 1995 году. В это же время Эдуард Владимирович издает первую в мире (по данному вопросу) монографию «Аномалии позвоночника у детей». В конце столетия в совместной работе с лидером международной вертебрологии, французским профессором J. Dubousset был организован конгресс GICD для стран Восточной Европы. Научное мероприятие объединило более 100 вертебрологов с трех континентов.

В начале 2000-х годов под его руководством была сформирована комплексная программа по подготовке детских вертебрологов. Благодаря незаурядному таланту и энергичности, Эдуарду Владимировичу удалось интегрировать отечественную вертебрологию в международное здравоохранение.
Много сил и времени отдавал Эдуард Владимирович работе в вузе. На протяжении нескольких лет он возглавлял диссертационный хирургический совет Педиатрического университета. В 2004 году он стал первым лауреатом премии им. проф. С.Д. Терновского, присуждаемой за заслуги в области хирургии детского возраста. Под его руководством защищены многочисленные докторские и кандидатские диссертации по вертебрологии, опубликованы работы и монографии, по сей день являющиеся настольными для всех молодых коллег.
Эдуард Владимирович ответил на несколько вопросов.
— Почему вы поступили именно в Педиатрический университет?
— Если быть честным, это произошло случайно. После войны у нас ничего не было. Даже собственного угла. Нам приходилось снимать комнату в частном секторе. Во время блокады я был вывезен вместе с мамой и бабушкой в эвакуацию. Мы жили под Казанью до 1946 года. Когда мы вернулись, нашу квартиру заняли соседи. В итоге пришлось снимать комнату.
Вторую комнату по соседству занимало семейство врачей. Дом располагался в районе современных Озерков. В детстве я увлекался многими вещами, в том числе и биологией. В один прекрасный момент мои соседи сказали мне, чтобы я пошел в медицинский. А ведь очень хотелось в Лесотехническую академию. Попробовал поступить в Первый мед. Не добрал 1 балла. Уже 19 сентября 1955 года по пути домой случайно встретил свою одношкольницу. Она предложила поступить мне в Педиатрический университет, где тогда был недобор. Я пришел, и меня взяли. Оказался я в Педиатрическом случайно, но не жалею.
— Как вы пришли к хирургии?
— К хирургии я пришел довольно быстро. В начале я занимался гистологией. Ходил к Алексею Георгиевичу Кнорре. Он был очень симпатичный и культурный человек, интеллигент «старой закалки». Он произвел на меня колоссальное впечатление. Когда я поступил на 3-й курс, у меня началась хирургия и тут-то меня «взяло». Практическая работа мне понравилась намного больше. Пришлось извиняться перед Кнорре. Он же воспринял это положительно, ответив, что я поступил в медицинский вуз, и извиняться за свой профессиональный поиск не должен. Далее я начал просто ходить на дежурства. Все, например, шли на демонстрацию 7 ноября, а я — на дежурство. Пропадал все время в хирургии и в приемном покое. Это была моя личная инициатива, никто меня не заставлял. Я практиковался и все.
— Чем конкретно занимались?
— Начиная от диагностики и заканчивая операциями. Я приходил к любому хирургу, представлялся и просил разрешения дежурить вместе, ходил за ним «хвостиком», смотрел на все, что он делает, а если была возможность – ассистировал. Потом я пришел на детскую хирургию, когда услышал о Баирове, который, по словам ребят, очень хорошо работал со студентами в СНО. Я пришел и познакомился с ним на 5-м курсе. Его становление происходило на моих глазах. Также я работал у профессора Станислава Яковлевича Долецкого. Он позволил сделать мне свою первую в жизни апендэктомию. Дело было так: я шел по коридору ночью, дежурил, а Долецкий шел мне навстречу. Он подошел и спросил, хочу ли я оперировать. Ответ был положительным. Вот так все и началось.
Мне казалось, что я сделал операцию сам, ходил гордый, но на самом деле все, без сомнения, было сделано его руками. Однако для студента это все равно колоссальный успех. Раньше это было возможно и доступно для активного обучающегося.
— Расскажите о Баирове?
— В двух словах рассказать сложно. Это совершенно уникальный человек. Для него не существовало преград, он брался за все. Тогда хирургия была абсолютно не развита, в особенности детская хирургия. Он брался за вещи, которые тогда не лечили хирургически. Гирей Алиевич по многим направлениям добивался успехов, снижая летальность от некоторых заболеваний до нуля. Мы понимали его технику, но повторить этого не могли. Он ничего не боялся. Ведь для хирурга страх равносилен неудаче.
— Дадите какой-нибудь совет студентам?
— Никакого совета кроме одного: работать. Если студент или ординатор, что я сейчас очень часто наблюдаю, не интересуется операциями, то у него ничего не получится. Я не раз был свидетелем, когда ординаторы-хирурги сидят в ординаторской, и им нет дела до происходящего в операционной. Мы все время в буквальном смысле висели за спиной хирургов. Все время смотрели, рвались в бой. Лишь бы стоять в операционной. Если учеба состоит из многочисленных повторений, то в итоге у человека все равно что-то остается. А если не работать, то ничего не выйдет. Если дежурить только тогда, когда за это тебе платят, то хорошего врача из вас не получится.
— За чем будущее хирургии и медицины?
— Будущее всегда за личностями. Они делают медицину.