С началом пандемии педагогов во всем мире перевели на онлайн-преподавание. На первый взгляд, удаленные занятия – это удобный и комфортный способ обучения: можно проводить лекции в домашних условиях, не нужно тратить время на дорогу.
Но специалисты утверждают обратное. Оказывается, устройства удаленного общения дают повышенную нагрузку на голосовой аппарат.
|
- В обычной жизни большинство социально активных людей разговаривают целый день. Но это другой вид голосовой деятельности, в том числе и по психоэмоциональному напряжению. Поскольку преподаватель не видит студентов, мозг недополучает часть сигналов, которые при обычной коммуникации позволяют ему анализировать ход беседы и своевременно откликаться на изменение поведения собеседника, что и создает ситуацию стресса, - объяснил Николай Швалев. |
Врач фониатор провел ларинглологическое обследование и проанализировал клиническую картину работы голосовых связок методом видеостробоскопии у 10 преподавателей СПбГУ. Параллельно ученые-филологи провели акустический анализ голоса. Участники исследования также ответили на вопросы о психологическом и физическом состоянии после проведения ими онлайн-занятий.
|
- В фокус-группе мы выявили утомление голосового аппарата и функциональной дисфонию по гипотонусному типу, которая характеризуется хрипотой и прерывистым звучанием голоса. В ряде случаев диагностировали склонность к образованию узелков голосовых связок. Это такая профессиональная патология – состояние связано с избыточной голосовой нагрузкой. Другими словами, это «мозоль» на краях голосовых складок, которые влияют на голос, - сообщил Николай Швалев. |
Авторы исследования отмечают, что ухудшение состояние голосовых связок преподавателей стало следствием неправильного подхода к удаленному проведению занятий.
|
- Чтобы избежать проблем с голосовым аппаратом во время онлайн-занятий нужно уделить внимание качеству аппаратуры. Оно должна хорошо передавать звук. Преподавателю необходимо иметь достаточный слуховой контроль, - отметил доцент кафедры оториноларингологии. |
По словам ученого, лектор может пройти специальные фонопедические тренинги по постановке дикторского голоса и правильного дыхания во время говорения. Кроме того, стоит соблюдать голосовой режим – проводить не более 3 аудиторных онлайн часов в день.
Результаты работы ученые представили в статье «Адаптация к онлайн-синхронному обучению и усталости голоса: акустические и клинические данные», опубликованной в ведущем мировом издании по голосовой медицине Journal of Voice.