С годами мы понимаем, что врач - это уникальная профессия, едва ли не самая главная. Мы появляемся на свет сразу в заботливые руки врачей. И очень часто от самого первого в жизни доктора зависит жизнь и здоровье человека.
Педиатрический медицинский университет – это крупнейшая федеральная детская клиника, в которой за последние годы впервые в мире провели множество сложнейших операций. Это и кардиологические, и нейрохирургические, и внутриутробные вмешательства.
- Спасать детей сложнее, чем взрослых?
- Мы должны отчетливо понимать, что организм ребенка кардинально отличается от взрослого. Взрослый человек – это статичность, потому что примерно с 20 до 60 лет человеческий организм не претерпевает существенных изменений. Организм ребенка, особенно раннего возраста, меняется стремительно. Например, однодневный малыш отличается кардинально от трехдневного по целому ряду показателей, по функционированию систем организма. То, что бывает в раннем неонатальном периоде, то есть в первые 7 дней жизни, не повторяется больше никогда. Поэтому на особенности детского возраста всегда накладывается развитие. Педиатрия – это медицина развития. И трактовка этих изменений гораздо более сложна, чем у взрослых людей. Поэтому педиатрия – это не только особенности детских заболеваний. У детей встречаются все заболевания, которые есть у взрослых, но на них накладываются эти особенности развития.
Многие препараты, которые применяются в лечебной практике, запрещены у детей, так как их эффект неизвестен и не был исследован. Таких препаратов примерно 80%. Некоторые не применяются, потому что имеют доказанный нежелательный эффект на организм ребенка, а большинство, потому что не проводились исследования. Поэтому медицина детства кардинально отличается от взрослой медицины. Чем младше ребенок, тем меньше он может рассказать, где болит и пожаловаться.
- Почему вы выбрали такую сложную специальность?
- Первоначально я выбрал медицину. С 10 лет я хотел быть детским врачом. Правда, детским психиатром. Я доучился до 3-го курса тогда ещё Ленинградского педиатрического института, а потом занялся неврологией новорожденных детей и стал все больше склоняться к неонатологии. После 5-го курса я твердо решил быть неонатологом. И уже 36 лет моя жизнь связана с этой специальностью.
- Скоро Педиатрический университет отметит свое 100-летие. Можно ли сказать, что вуз сыграл и продолжает играть большую роль в защите детей всего мира?
- Первая детская больница Российской империи появилась в Санкт-Петербурге. Первая кафедра детских болезней появилась здесь, в Военно-медицинской академии, а также первое в России общество детских врачей и в 1925 году, во время советской власти был создан институт, в котором учили именно детских врачей. В нашем городе работали выдающиеся детские педиатры мирового уровня.
Быстро стало понятно, что надо создавать систему охраны материнства, детства, участковую педиатрию. А для системы нужны специалисты со знанием особенностей детского организма. В связи с этим и был создан первый в мире педиатрический вуз. 100 лет наш институт выпускает врачей-педиатров. На сегодняшний день педиатрический факультет самый многочисленный из всех 8 факультетов университета. Порядка 15% - это иностранные учащиеся. Большинство из стран СНГ, но есть и студенты из дальнего зарубежья: Европы, Индии, Пакистана, Афганистана, стран Африки.
Хочу еще вернуться к лечению детей: мы подняли архивные документы и посчитали со дня основания, 1905 года, врачи педиатрического института пролечили 14 миллионов детей со всех регионов России.
- Я знаю, что специалисты Педиатрического университета и сейчас ездят по нашей стране. Только в этом году вы посетили более 10 регионов. Это ваша обязанность как главного неонатолога?
- Вот уже 10 лет я главный специалист страны по неонатологии, и в свое время мы с моими сотрудниками придумали систему, которую и сейчас активно используем. Мы анализируем истории болезни всех умерших детей в регионе. По каждому умершему ребенку у нас есть свое впечатление, и, приезжая в регион, мы работаем с врачами, которые имели отношение к лечению данного ребенка. Мы обсуждаем, почему не спасли. К сожалению, бывают безнадежные ситуации. Мы всегда исходим из того, что история не имеет сослагательного наклонения, но нам важно понять, можно ли было сделать что-то по-другому.
- Сегодня уровень детской смертности самый низкий за все времена. Даже меньше, чем в США и Китае. До этого он был высокий?
- В 1917 году в Российской империи умирал каждый третий ребенок. Показатель младенческой смертности принят во всех странах. Он характеризует развитость страны – насколько хорошо построена инфраструктура, не только медицинская, но и социальная. В странах Европы смертность была примерно такая же. К началу Великой Отечественной войны этот показатель снизился практически в 2 раза. К концу существования Советского Союза младенческая смертность была около 22 промилле. Большая смертность была в республиках Средней Азии, меньшая в России, в Прибалтике.
В 2012 году мы перешли на общепринятые критерии Всемирной организации здравоохранения и стали учитывать детей с массой более 500 грамм. В абсолютных величинах тогда умирало 20 тысяч детей до года. На сегодняшний день младенческая смертность составляет 4,2 промилле, это значит, что в 2022 году в России умерло 6 тысяч детей. Каждый год у нас умирает на 14 тысяч детей до года меньше. За 100 лет Россия снизила младенческую смертность в 100 раз. Это грандиозное достижение, о котором мало говорят.
Такие результаты мы получили потому, что государство придает огромное значение демографическим проблемам. На моей памяти за 30 лет создана такая выдающая инфраструктура. Особенно за последние 10 лет. Построены современные детские больницы, Перинатальные центры с современнейшим оборудованием. Это, конечно, и подготовка врачей, и создание Национальных медицинских центров. Высокотехнологичную медицинскую помощь может получить любой ребенок и взрослый нашей страны.
Сейчас лечат такие патологии, которые раньше считались безнадежными. Это и опухолевые образования, и патологии нервной системы, и пороки развития. Например, впервые в нашей стране академик Баиров сделал операцию ребенку, у которого пищевод и трахея были связаны. Ребенок выжил. Эта операция положила начало хирургии новорожденных.
На сегодняшний день в нашем учреждении делаются сложнейшие внутриутробные вмешательства. Хирурги – мужественные люди, они идут на риск, чтобы помочь ребенку.
- Что влияет на образование таких страшных патологий у малышей. Проблемы с экологией?
- Я хочу сказать, что, к сожалению, часто влияет не только экология, но и самолечение. Беременная женщина, заболев, не обращается к врачу и что-то принимает, и это может влиять на плод и в дальнейшем на здоровье ребенка. Конечно, негативное влияние оказывает курение и употребление алкоголя – это не врачебные выдумки.
- В годы блокады за жизни маленьких ленинградцев тоже боролись врачи. Сейчас вы сохраняете эти традиции. Расскажите об этой славной странице истории Педиатрического.
- К началу блокады Ленинграда в городе осталось порядка 400 тысяч детей. По мере усугубления ситуации стало понятно, что их не только надо лечить, но и кормить. Именно тогда в нашем городе, впервые в Советском Союзе был введен институт главных специалистов. Таким специалистом по педиатрии стал Александр Федорович Тур, который всю блокаду оставался в городе и оказывал помощь детям. Педиатрический институт продолжил учить студентов, когда все остальные вузы эвакуировались. За годы блокады выпустились порядка 900 врачей. Эти люди ушли на фронт. Многие из них погибли.
За время блокады сотрудники университета разработали смеси, которые заменяли молоко. Их делали из олифы, сои. Это помогало спасать маленьких детей. Функционировал родильный дом.
- Врач – это профессия, в которую идут по зову сердца?
- Мне кажется, что прежде всего врач должен обладать состраданием. Будущий врач должен понимать, что всю оставшуюся жизнь он будет общаться с больным человеком. Пациент ведет себя не так как в обыденной жизни. А ребенок вообще, как правило, только плачет. Поэтому, если у человека нет сострадания , ему будет сложно работать врачом.