- Россияне обычно делятся на две группы: тех, кто ругает медицину, и тех, кто ее хвалит. Но они сходятся в одном — отечественная система здравоохранения меняется и развивается, и на этом пути маячат большие перспективы. Какая же медицина нам нужна?
- Вы спрашиваете, какая медицина нам нужна? Можно продлить вопрос: какие задачи требуют принятия срочных, радикальных и, возможно, даже жестких мер? Я считаю, что отвечать на этот вопрос нужно начиная с системы образования в целом и медицинского образования в частности.
Когда американцы в середине прошлого века стали анализировать причины индустриального, инженерного и научного рывка Советской России, то пришли к выводу, что все лучшее, что есть в СССР было почерпнуто из традиций дореволюционной школы. Ее отличало гуманистическое начало, глубокое изучение сущности человека, раскрытие его талантов. ЕГЭ, конечно, не раскрывает таланты. Мы за сдавшим тесты в школе абитуриентом не видим человека и стараемся его раскрыть по ходу обучения.
В системе высшего образования в последние годы действительно возникла путаница из-за перехода на Болонскую систему, тем более, что прежняя была стройна и понятна. Все учились свои 5 лет, медики - шесть, а выпускники, тяготеющие к научной карьере поступали затем в ординатуру. Поступали, опять же, по таланту. Сейчас все решает количество баллов, а за ним не видны стремления. Так что многое говорит за «принятие мер».
Но, с другой стороны, наш Президент Владимир Путин недавно верно обратил внимание, что «махать шапкой» ни к чему, потому что другого единого критерия для оценки знаний, чем ЕГЭ, сегодня нет, а приемная комиссия уже началась. Изменения могут и должны быть, но постепенные. На мой взгляд, они должны идти одновременно с большим вниманием к гуманитарным дисциплинам. С формированием «мужских» и «женских» школ, более тщательной подготовкой учителей. Надо на уровне не только высшей школы, но и начальной, и средней школы провести «ревизию», которая будет заключаться во многих аспектах. От единых учебников, особых до общих подходов к тому, что образованный человек – это прежде всего личность, способная на гражданские поступки и помощь близкому. Таким должен быть настоящий врач.