- В Педиатрическом университете недавно выдали дипломы молодым врачам. Расскажите об этом выпуске.
- Конечно каждый выпуск отличается и запоминается чем-то. Мы помним, что в медицинском вузе учатся 6 лет – это самое длинное по времени образование. За эти долгие годы случается многое. В целом, этот курс нас приятно радует, потому что около 20% выпускников получают диплом с отличием. Такого результата никогда не было. Это говорит о том, что студенты были максимально мотивированы на получение знаний.
- В Педиатрический университет приезжают учиться со всей России. Многие возвращаются домой, получив диплом?
- Мы должны разделить несколько понятий. Есть люди, которые поступают после школы по результатам ЕГЭ. Они вольны в своем выборе и могут вернуться домой, или искать место работы в Петербурге, также поступать в ординатуру. Но есть так называемые «целевики» – это те люди, которые получили направление на обучение. Они заключают договор с поликлиникой, в котором четко оговорено, что после окончания обучения необходимо 3 или 5 лет отработать именно в конкретном медицинском учреждении. В Санкт-Петербурге выпускник может остаться только в том случаи, если возместит региону потраченные на его обучения средства.
- Если человек, поступивший по целевому направлению плохо учится, вы можете его отчислить?
- Конечно можем. И после отчисления он должен будет вернуть сумму, которая была затрачена на его обучение.
- Каков процент «целевиков» на курсе?
- У нас практически 70% бюджетных мест – это «целевики». Простому школьнику, который не определился со своей будущей судьбой поступать все тяжелее. Вуз не может принять человека, который не набрал нужного количества баллов ЕГЭ. Например, на педиатрический факультет абитуриент должен набрать не менее 45 баллов по трем предметам. Если наберет 40 баллов, то мы не сможем у него принять документы, имеет он целевое направление или нет.
- Что может понимать ребенок в 17 лет, как он может определиться? Может быть нужно посмотреть ему лично в глаза и задать вопрос : «почему ты хочешь в эту профессию?»
- Есть дети, которые в 17 лет четко знают что они хотят. Чаще всего – это девушки, они раньше юношей взрослеют.
На самом деле вы поднимаете очень важную тему. В России сохранились вузы, в которые нужно пройти творческий конкурс. В медицинских университетах тоже самое. Врачебная профессия кроме знаний предполагает еще определенные человеческие качества – прежде всего сострадание к пациентам. Без этого невозможно врачевать.
- Большой конкурс в этом году?
- Пока мы этого сказать не можем, потому что компания еще в самом разгаре. Каждый год конкурс в медицинские вузы растет. В прошлом году на лечебный факультет конкурс был 60 человек на место.
- Но ведь мы знаем, что медиков не хватает. В России нужны врачи, чтобы работать не только в столицах?
- Конечно не все готовы ехать в регионы. Большинство хочет работать в крупном городе. Как главный специалист Минздрава я бываю как минимум в 50 регионах ежегодно и могу сказать, что детская медицинская инфраструктура сейчас на высоком уровне. Последние годы государство вкладывает большие средства для развития региональной медицины. Поэтому возможности медицинских учреждений в плане места работы для выпускников конечно отвечают мировым стандартам. Но со всем остальным есть нюансы, а люди хотят досуга, развлечений.
Сейчас мы часто используем, на мой взгляд, достаточно эффективный метод – стараемся, чтобы практику студенты после 4-го, 5-го курса проходили в Псковской, Новгородской области. И когда они приезжают в регион и понимают, что там гораздо больше возможностей для роста, то многие принимают предложение о работе от региональных медицинских организаций.
- После того как началась перестройка, в системе образования произошло множество изменений. Какие из них можно признать успешными, а какие жутким образом провалились? Как ваша образовательная сфера отличается от той, что была 30 лет назад?
- В медицине не появились магистры и бакалавры. У нас остался тот же специалитет с 6-ти летним обучением как и было в советское время. Тогда много внимания уделяли общественно-полезной жизни студентов и их воспитанию. Потом решили, что это не важно. Сейчас мы пытаемся вернуться к тому, что студент должен себя ощущать гражданином своей страны. Очень хорошо, что есть потребность в обществе, чтобы мы осознали себя гражданами единой страны, сплоченным народом.
В советское время для вузов существовали абсолютно одинаковые программы обучения. Человек учился во Владивостоке, другой в Санкт-Петербурге и они проходили обучение по единым стандартизированным учебникам, изучали одинаковое количество предметов. Потом решили, что каждый вуз обладает самостоятельностью и может давать предметы на том курсе, на котором считает нужным. Есть федеральный государственный образовательный стандарт, но там прописаны только часы. Предположим, на нормальную анатомию дают 1000 часов, а когда давать эти часы – дело вуза. Нет единых учебников. В итоге получается, что выпускники разных вузов отличаются друг от друга по знаниям. Сейчас говорят о том, что нам необходимо вернуться к единым образовательным программам.
- Кажется, что диагностика – самое слабое место отечественной медицины на сегодняшний день. Поставить правильный диагноз сложно. Нужен человек с особенным талантом, чтобы ставить верный диагноз?
- Врачевание – это и есть особый талант. Он либо есть у человека, либо его нет. А знания, о которых мы говорили, наслаиваются на этот талант. Одаренный человек свободен, он по определенным критериям диагностики может своим мышлением дойти до истины. Если человек не обладает талантом, то свободы мышления, к сожалению, нет. Тогда он попадает в жесткие рамки клише тех знаний, которые у него есть. Знать все невозможно. Такая несвобода приводит к постановке стереотипных диагнозов и назначению шаблонного лечения. В советской медицинской школе всегда отмечали, что надо лечить не болезнь, не анализы, а пациента и не по учебнику.
- Какие бы рекомендации вы дали тем, кто собирается поступать в Педиатрический университет?
- Я бы попросил абитуриента ответить на один единственный вопрос: «Ты точно решил стать врачом?» Потому что ошибка дорого обойдется. Будет потрачено много времени и нервов. Надо понимать, что в медицине есть очень много тяжелого и неприглядного. Успехи случаются: врачи делают уникальные операции, спасают безнадежных больных. За этим стоит тяжелый труд, время, которое было потрачено на освоение специальности. Возможности медицины, особенно технические, постоянно растут. Учиться придется всегда. Поэтому мы должны для себя поставить эти вопросы: готовы ли мы к тяжелой, часто неблагодарной работе? И только если ответ положительный пробовать поступить.