СПбГПМУ

Северин Гречаный: Необходимо больше времени проводить со своим ребенком

Общество
Дата публикации: 29 августа 2023

О том,  что детский суицид молодеет,  говорит статистика. В чем причина и как следует вести себя родственникам и родителям, чтобы вовремя заметить, что с подростком может произойти беда?  

На эти и другие вопросы корреспондента программы ВЕСТИ телеканала Россия 1 ответил главный детский психиатр Комитета по здравоохранению Петербурга, заведующий кафедрой психиатрии и наркологии Педиатрического медицинского университета Северин Гречаный.

 - Страшная тема – детский суицид. Откуда у ребенка могут возникнуть такие мысли?

 - Хочу сказать, что произошел еще один такой случай. Мы потеряли еще одну детскую душу. И,  как в большинстве случаев,  остается до конца непонятной причина, предыстория. Этот ребенок был здоров, не наблюдался у психиатра, не страдал хроническими психическими расстройствами. И,  скорее всего,  все, что привело к суицидным действиям – это история его последних дней жизни.  Как и во всех прочих случаях,  мы знаем лишь одно: интерес к тематике смерти у девочки наблюдался.

 - С какого возраста человек может начать задумываться о смерти?

 - Обычно представления о смерти до 6, 7 лет носит наивный характер. Ребенок не до конца понимает,   что такое смерть, не до конца понимает, что это необратимое состояние.  Ему кажется, что умереть можно на какое-то определенное время, а потом обратно вернуться. Этому способствуют случайно оброненные  фразы  родных о том, что «я устал и скорее бы мне помереть», «я наложу на себя руки» и так далее. Взрослые, которые употребляют эти фразы, должны четко понимать, что запоминается не эта фраза  - а конечный результат.

 - А в 8 лет какое представление о смерти?

 - Возраст здесь условен. Здесь важен  только хронологический возраст и психологическая зрелость ребенка. Если присутствует ранняя взрослость, ранняя зрелость,  то ребенок может столкнуться со стрессовым состоянием, когда он не понимает, что происходит у него в семье. В случае,  который мы обсуждаем,  как нам известно,  был младший ребенок. Родители,  у которых двое детей,  всегда должны думать о том, что переживает старший ребенок. Такое явление,  как сиблинговое соперничество никто не отменял. Бывает, что старший ребенок неосознанно наносит вред младшему. Бывает и противоположный путь, когда старший ребенок переживает чувство вины  и отчаяния из-за того, больше внимания уделяют младшему. Ребенок не понимает, что он должен делать, чтобы вновь завоевать интерес родителей и,  если он не находит ответ,  появляются мысли: «я лишний, ненужный в этом мире». 

 - Насколько в данной ситуации было велико влияние интернета?

 - На мой взгляд, если есть указания на то, что ребенка интересовала тематика смерти, то откуда он ее получал,  кроме как из интернета?  Мы знаем, что девочка состояла в социальной сети. Она хаотично получала некий материал, либо целенаправленно кто-то ей его предоставлял, -  выяснять это должны уже правоохранительные органы.

 - С какого возраста ребенка нужно знакомить с интернетом? 

 - Интернет должен быть помощником в реализации образовательных задач. Все остальное: общение с друзьями и  игровая деятельность должна происходить в живом «офлайн режиме». И это самая главная задача  профилактики суицида. Ребенок должен учиться, заниматься спортом и обязательно работать. Человеческий организм тысячелетиями запрограммирован на выполнение какой-то работы. Это может быть работа по дому, участку, помощь в школе, бытовых вопросах семьи. Лишение молодых людей возможности выполнять работу драматично сказывается на всей  жизни. 

 - Суицидные мысли не приходят одномоментно? На что нужно обратить внимание родителю, чтобы заметить неладное? Ребенок будет как- то сигнализировать о том, что у него на душе что-то не так?

 - Следует обратить внимание на пессимистические мысли, вопросы,  которые задает ребенок. Например,  ребенок может спросить: можно ли умереть, упав с четвертого этажа? Вот на это нужно обратить внимание и говорить ребенку о том, что смерть - это ситуация необратимая, это трагедия. 

В некоторых семьях ситуация может достигнуть суицидного шантажа. Особенно часто это происходит в подростковом возрасте. Тогда реакция должна быть совершенно другой. Позиция родителя должна быть более уверенной, сдержанной. В любом случае, следует больше времени проводить с ребенком, в диалоге. Ребенок в беседах со взрослыми должен принимать активное участие.

 - Если резюмировать, как можно предотвратить трагедию добровольного ухода ребенка из жизни?

 - Путей много. Суицидных ситуаций много. В любом случае,   нужно много времени проводить с ребенком, изучать его внутренний мир и формировать уровень культуры, в котором суицид – это постыдное действие.

 

 

 

Поделиться в социальных сетях:
Дата публикации: 29 августа 2023

Похожие новости

Противодействие кибермошенничеству: эксперты ГУ МВД проведут лекцию для студентов и сотрудников Педиатрического университета

1 октября 2025 года в Педиатрическом университете состоится важное мероприятие по кибербезопасности.

Григорий Кубатьян: Сегодня России намного сложнее воевать, чем СССР в Великую Отечественную войну

В библиотеке Педиатрического университета прошла встреча студентов и военного корреспондента «Комсомольской правды» Григория Кубатьяна.

Ректор Педиатрического университета Дмитрий Иванов принял участие в работе Всероссийского форума «Мать и дитя» в Москве

Главный неонатолог Министерства здравоохранения РФ выступил на ключевых мероприятиях Всероссийского форума «Мать и дитя».