На эти и другие вопросы корреспондента программы ВЕСТИ телеканала Россия 1 ответил главный детский психиатр Комитета по здравоохранению Петербурга, заведующий кафедрой психиатрии и наркологии Педиатрического медицинского университета Северин Гречаный.
- Страшная тема – детский суицид. Откуда у ребенка могут возникнуть такие мысли?
- Хочу сказать, что произошел еще один такой случай. Мы потеряли еще одну детскую душу. И, как в большинстве случаев, остается до конца непонятной причина, предыстория. Этот ребенок был здоров, не наблюдался у психиатра, не страдал хроническими психическими расстройствами. И, скорее всего, все, что привело к суицидным действиям – это история его последних дней жизни. Как и во всех прочих случаях, мы знаем лишь одно: интерес к тематике смерти у девочки наблюдался.
- С какого возраста человек может начать задумываться о смерти?
- Обычно представления о смерти до 6, 7 лет носит наивный характер. Ребенок не до конца понимает, что такое смерть, не до конца понимает, что это необратимое состояние. Ему кажется, что умереть можно на какое-то определенное время, а потом обратно вернуться. Этому способствуют случайно оброненные фразы родных о том, что «я устал и скорее бы мне помереть», «я наложу на себя руки» и так далее. Взрослые, которые употребляют эти фразы, должны четко понимать, что запоминается не эта фраза - а конечный результат.
- А в 8 лет какое представление о смерти?
- Возраст здесь условен. Здесь важен только хронологический возраст и психологическая зрелость ребенка. Если присутствует ранняя взрослость, ранняя зрелость, то ребенок может столкнуться со стрессовым состоянием, когда он не понимает, что происходит у него в семье. В случае, который мы обсуждаем, как нам известно, был младший ребенок. Родители, у которых двое детей, всегда должны думать о том, что переживает старший ребенок. Такое явление, как сиблинговое соперничество никто не отменял. Бывает, что старший ребенок неосознанно наносит вред младшему. Бывает и противоположный путь, когда старший ребенок переживает чувство вины и отчаяния из-за того, больше внимания уделяют младшему. Ребенок не понимает, что он должен делать, чтобы вновь завоевать интерес родителей и, если он не находит ответ, появляются мысли: «я лишний, ненужный в этом мире».
- Насколько в данной ситуации было велико влияние интернета?
- На мой взгляд, если есть указания на то, что ребенка интересовала тематика смерти, то откуда он ее получал, кроме как из интернета? Мы знаем, что девочка состояла в социальной сети. Она хаотично получала некий материал, либо целенаправленно кто-то ей его предоставлял, - выяснять это должны уже правоохранительные органы.
- С какого возраста ребенка нужно знакомить с интернетом?
- Интернет должен быть помощником в реализации образовательных задач. Все остальное: общение с друзьями и игровая деятельность должна происходить в живом «офлайн режиме». И это самая главная задача профилактики суицида. Ребенок должен учиться, заниматься спортом и обязательно работать. Человеческий организм тысячелетиями запрограммирован на выполнение какой-то работы. Это может быть работа по дому, участку, помощь в школе, бытовых вопросах семьи. Лишение молодых людей возможности выполнять работу драматично сказывается на всей жизни.
- Суицидные мысли не приходят одномоментно? На что нужно обратить внимание родителю, чтобы заметить неладное? Ребенок будет как- то сигнализировать о том, что у него на душе что-то не так?
- Следует обратить внимание на пессимистические мысли, вопросы, которые задает ребенок. Например, ребенок может спросить: можно ли умереть, упав с четвертого этажа? Вот на это нужно обратить внимание и говорить ребенку о том, что смерть - это ситуация необратимая, это трагедия.
В некоторых семьях ситуация может достигнуть суицидного шантажа. Особенно часто это происходит в подростковом возрасте. Тогда реакция должна быть совершенно другой. Позиция родителя должна быть более уверенной, сдержанной. В любом случае, следует больше времени проводить с ребенком, в диалоге. Ребенок в беседах со взрослыми должен принимать активное участие.
- Если резюмировать, как можно предотвратить трагедию добровольного ухода ребенка из жизни?
- Путей много. Суицидных ситуаций много. В любом случае, нужно много времени проводить с ребенком, изучать его внутренний мир и формировать уровень культуры, в котором суицид – это постыдное действие.
