Первый месяц учебного года подходит к концу, и школьники вовсю погрузились в учебу. Адаптироваться к новой реальности приходится не только первоклашкам, но и их родителям. Как правильно помочь ребенку преодолеть трудности, которые возникают во время учебы, стоит ли вмешиваться в конфликты с одноклассниками, и как помогает справляться с трудностями спорт?
Советы родителям школьников в студии проекта «Объясняем. СПб» телеканала Санкт-Петербург дал главный детский психиатр города на Неве, заведующий кафедрой детской психиатрии Педиатрического медицинского университета Северин Гречаный.
- Почему первоклассникам сложно адаптироваться к школе?
- Здесь действует обычная человеческая инерция. Когда мы пытаемся что-то спросить с наших детей, мы забываем, что нам самим часто тяжело. Например, менять место работы, проживания, даже уезжать на отдых. Конечно, ребенку не хочется идти в школу: он привык к детскому саду, ко взрослым, которые его окружали. Тем более, школьное обучение отличается тем, что все успехи ребенка оцениваются с моральной точки зрения. В отличие от детского сада, где все было по желанию, первоклассник поставлен перед необходимостью уметь читать, считать и выполнять задания. Конечно, школа – это и новый коллектив, где обязательно кто-то будет сильнее по характеру. Может оказаться, что одноклассник, с которым подружился ребенок, заинтересовался общением с другим школьником. Это очень обидно.
- Что можно сделать, чтобы подготовить первоклассника к этим вызовам?
Самое главное, на мой взгляд, это родительская уверенность. Дети заимствуют чувства и эмоции родителей. Если родители паникуют по пустякам, делают далеко идущие выводы из минутных неудач чада, то и он будет драматически оценивать ситуации. Родителям не нужно излишне переживать и дать ребенку возможность адаптироваться самому. Этот процесс не может быть быстрым, он всегда достаточно длительный. Психиатры всегда с опасением относится к детям, которые пришли в школу и с первого дня со всеми подружились, произвели впечатление на учителей, сходили в соседний класс и там тоже со всеми познакомились. За такой повышенной активностью, которую мы называем гиперадаптозом ,очень часто стоит внутреннее напряжение, которое сейчас не дает о себе знать, но срывы механизмов адаптации ребенок почувствует через время. Тогда мы заметим, что за этой легкостью общения стояло глубокое внутреннее напряжение ребенка.

Современный ученик немного дольше проходит процесс адаптации, потому что сейчас условия жизни детей тепличные: меньше социальной ответственности. Раньше детям 4-5 лет к празднику нужно было рассказать стихотворение, сейчас все по желанию. Можно не убирать кроватку в детском саду, можно вообще не ходить в садик. Раньше было строго – утренний прием заканчивался в 8 часов. Сейчас нет жесткой дисциплины. А в школе ребенок получает строгие рамки, но он не понимает, почему так происходит. Он еще не привык к словам «нельзя», «можно», «надо». Это мешает, потому что ребенку необходимо упорядочить свою жизнь. Когда ты все делаешь по инерции, когда отработаны привычки, остается много времени и свободы для того, чтобы заниматься интересными вещами.
Ребенку многое мешает в школе: шум и даже неудобная парта. Есть случаи, когда ребенок подолгу приспосабливается к школьной мебели, не знает, как расположить локоть, тело, особенно, если он нестандартного телосложения. В детском саду можно встать, поменять местоположение. Все, что у взрослых не вызывает проблем – для ребенка является дополнительным стрессом. Это входит в понятие «адаптационный шок первоклассника».
- Нужно ли родителям вмешиваться в конфликты, которые происходят в школе?
- Знать о проблемах и вмешиваться – это разные вещи. В любом случае, прежде чем принимать решение нужно досконально ознакомиться с ситуацией. Необходимо слушать своего ребенка, слышать, что он говорит. Если не вмешиваться, то можно довести до ситуации, когда к ребенку могут применить насилие. Самое главное, надо предоставить ребенку время на то, чтобы решить конфликт самостоятельно. Спросить, как он планирует поступить, проговорить, проиграть ситуацию. Может быть родителю инкогнито сходить в школу, узнать у учителя, в курсе ли он ситуации.
Очень многие конфликты в младшей школе носят гипотетический характер – они додумываются, фиксируются на обиде. А вот подростки склонны скрывать, утаивать подробности, поэтому нужно относиться очень внимательно, разбираться.

Существует идея, что можно отдать ребенка в секцию единоборств, чтобы он мог дать отпор обидчику. Как врач, я сталкиваюсь скорее с негативными последствиями такого решения. У меня был случай: отец титулованный тренер по боксу, а ребенка обижают. Боксер может провести с сыном тренировку, но не может вытравить состояние паники каждый раз когда агрессивный одноклассник начинает разговаривать с мальчиком диктаторским развязным тоном.
Одним спортом тут не обойдешься. Спорт всегда в контексте психологии человека. Некоторым детям очень долго противопоказаны командные спортивные соревнования. Детям, которые испытывают невротические трудности, например, показан большой теннис.
- Творческие студии, эмоциональная нагрузка на спортивных занятиях – это работает?
- Конечно, работает. Шахматы, например – это попытка понять самого себя, научиться реагировать на неудачи и справляться с негативным опытом, потому что в этой игре человек чаще проигрывает, чем выигрывает.
- Стоит ли хвалить или ругать ребенка за оценки?
- Я думаю, что ругать однозначно не стоит. Другое дело обсуждать: почему получилась плохая оценка, как ребенок сам видит решение ситуации? Часто школьник испытывает негативные чувства, высказаться ему сложно, поэтому не нужно задавать вопросы «Как ты себя чувствуешь?», «Что с тобой происходит?». Лучше сказать уверенно: «Ты все прекрасно знаешь. Если нет, спроси у мамы как сделать так, чтобы завтра по математике была хорошая оценка, мама ответит».
