СПбГПМУ

Юрий Александрович: педиатры — особая каста врачей

Общество
Дата публикации: 2 ноября 2023

В студии программы «Домашний мир» на Радио Петербург проректор по послевузовскому, дополнительному профессиональному образованию и региональному развитию здравоохранения, заведующий кафедрой анестезиологии, реаниматологии и неотложной педиатрии ФП Педиатрического университета, профессор Юрий Александрович.

- В небольших городах докторов не хватает, потому что юные врачи стремятся остаться работать в мегаполисе. Вы курируете в университете работу Педиатрического университета  с регионами. Давно ли началась эта работа? 

- Наш университет уже почти 100 лет готовит кадры для всех регионов России. Как вы правильно отметили,  тенденции стремиться в большие города были всегда, но не в такой степени, как стало в последнее время. Регионы разные по своему развитию. Очень интересно обратить внимание на тот факт, что регионы различаются по такому параметру – имеется ли у них медицинский вуз или нет. Если мы возьмем нашу огромную страну, то мы курируем прежде всего Северо-Запад. Это большая территория, которая насчитывает 11 субъектов. 

- В Архангельске,  я знаю,  есть медицинский институт. В Мурманске, Великом Новгороде, Пскове тоже есть медицинские вузы?

- В Архангельске с давних времен существует большой медицинский университет, который готовил кадры не только для Архангельска, но и для Заполярья. А вот в Пскове и Новгороде открыты факультеты при больших университетах. Это еще в конце 90-х годов произошло.  Они готовят небольшое количество специалистов. В Калининграде есть университет имени Иммануила Канта, там тоже уже 10 лет  есть медицинский факультет. Еще есть университет в Петрозаводске, там с советских времен есть медицинских факультет достаточно большой и он расширяется.  Проблема вот в чем заключается: когда появились свободы у нас разнообразные, то и свобода трудоустройства появилась тоже. С появлением тенденции не возвращаться работать на малую родину  было введено так называемое «целевое» распределение. 

Когда я заканчивал Педиатрический медицинский институт в 1988 году, было распределение. Все наши учителя, преподаватели – это люди, которые отработали. Я могу назвать фамилии легендарных людей: профессор Папанян, профессор Ульрих, профессор Воронцов. Все они отработали по распределению. Наш ректор Дмитрий Иванов закончил институт  в 1991 году – это был год, когда от распределения  как раз отказались.

Все хорошие начинания рассматриваются в динамике со стороны тех проблем, которые эти начинания создают. Люди перестали возвращаться работать в регионы. И вот целевое поступление предполагает, что человек, который получил направление с территории от медицинской организации, должен вернуться и отработать 3 года. Встал вопрос, что часть людей все равно не возвращается. Есть категории, которые имеют право отказаться ехать на работу в регион, например девушки, которые выходят замуж за военных, или те, у кого появился ребенок. Можно было воспользоваться этим правом, но это маленький процент. 

Мы столкнулись с тем, что на территориях не хватает специалистов, появился дефицит кадров. Нельзя сказать, что даже в Санкт-Петербурге полностью укомплектован штат. Есть специальности по которым врачей тоже не хватает. Надо отдать должное Комитету по здравоохранению Санкт-Петербурга, который активно решает эти задачи. Полностью укомплектовано первичное звено, блестяще решена задача по обеспечению кадрами службы скорой помощи. Здесь включается работа властных структур, молодым врачам помогают, дают социальные пакеты. 

Глобально проблема решается тем, что сейчас ужесточают контроль за выпускниками, которые  получили целевое направление на учебу. Сейчас будут внесены изменения в 273 Федеральных закона об образовании. И будет 274-й  Федеральный закон, который даст прозрачность и можно будет все места, которые попали в целевой конкурс,  наблюдать в режиме реального времени. Ситуация исправляется.

Мы были воспитаны своими учителями в таком ключе, что поработать 3 года непосредственно с больным с глазу на глаз, когда ты один, в провинции – это удача. У тебя есть возможность реализовать себя. Мы читали книги Булгакова, Чехова, Исаева о том, как врачи начинали работать. Им приходилось быть и терапевтами, и педиатрами, и акушерами, хирургами одновременно. Это очень хороший опыт.

- Конечно,  хорошо, когда врач всесторонне развит и образован. Он может оказать помощь,  например,  когда он на отдыхе, там,  где нет медицинского пункта?

- Сегодня выпускник вуза должен сдать первичную аккредитацию, в рамках которой он проходит серьезный экзамен, так называемые «клинические станции», где он обязательно должен показать знания по оказанию неотложной клинической помощи, по проведению реанимационных мероприятий как в стационаре, так и вне его. Принять роды в самолете,  например.

Я специалист в области анестезиологии и реаниматологии, как раз моя специальность предполагает, что доктор может оказать любой вид помощи человеку, который умирает. Сейчас есть симуляционное обучение, где тренажеры позволяют моделировать ситуацию в режиме реального времени. 

У нас в университете вчера была как раз повторная аккредитация, где коллеги пересдавали экзамен по анестезиологии и реанимации. Не все его сдают с первого раза. Они в реальных условиях демонстрировали что делать, если у человека, например, приступ бронхиальной астмы, сердечная аритмия.

- Мне кажется,  анестезиологи-реаниматологи играют важную роль в ходе операции. Именно они решают,  какая будет анестезия и достаточно ли ее будет. Может больной вообще проснется, это опасно. Это вообще возможно?

- Я бы не стал отбирать хлеб у хирургов, они вносят огромный вклад в исход оперативного вмешательства. Но за все жизненно важные функции во время анестезии, во время операции отвечает анестезиолог. Кроме того, качество подобранной анестезии будет определять исход. Сегодня мы не можем себе позволить предположить, что пациент проснется во время операции. Те препараты, которые мы используем,  и тот контроль не предполагают такого исхода, если все делать правильно.

- Вы воспитываете детских врачей. Это особенные доктора. Как воспитать молодого врача, который выбрал такую профессию, ведь это очень ответственная специальность?

- Я много думал над этим вопросом. Большинство людей идут в эту специальность осознанно. Кто-то,  исходно попав на педиатрический факультет,  планирует работать взрослым врачом, и он по закону имеет на это право. Есть специальности, которые не делятся на детскую и взрослую. Например,  анестезиологи-реаниматологи и ряд других специальностей. Кардиология делится, хирургия тоже. Несомненно, те, кто с первого курса обучается на педиатрическом факультете или в педиатрическом вузе, с моей точки зрения, особая каста врачей. Они совершенно точно лучшие специалисты.

 На начальных этапах меня этот вопрос очень занимал. Казалось бы, все учатся одинаково и на лечебном факультете, и на педиатрическом. Но наши учителя очень аккуратно, с первого курса, с общих медицинских предметов включали знания о детском здоровье. Анатомия, гистология, в структуре каждого предмета была тема, которая называлась «анатомо- физиологические особенности ребенка». И все 6 лет обучения, помимо педиатрических специальностей, что бы мы не фундаментальное ни учили, мы знали особенности детского организма. Все определяют эти особенности.

Например, у ребенка до 3-х летнего возраста идет серьезный процесс развития, развиваются синапсы в центральной нервной системе. Некоторыми препаратами для анестезии можно грубо вмешаться в процесс развития этих синапсов. Это, конечно, не приведет к формированию патологии, но субклинические формы, такие как нарушения памяти, внимания, могут влиять на когнитивные способности ребенка, на способности его обучения в школе. Поэтому мы не применяем некоторые техники – эти знания мы получаем в процессе обучения.

Например,  сегодня у нас оперировали ребенка 2-х месяцев, он родился маловесным и у него серьезная патология почек. Ему сочетали эпидуральную анестезию, этот такой вид региональной анестезии, которая менее вредна,  с некоторыми препаратами, чтобы усилить обезболивающий компонент. Тем самым, операция была выполнена и никаких последствий со стороны центральной нервной системы у него не ожидаем. Вот такие особенности мы учитываем и они важны.

- Бывает, что детей привозят к вам спасать. Бывают случаи, когда родители недосмотрели?

- Я вспоминаю случаи утопления в ванне, чаше всего это маленькие дети. Мама говорит, что отвлеклась на минутку, позвонил телефон, оставила малыша, вернулась, а ребенок плавает. Большинство таких детей мы спасаем. Все зависит от того, сколько он был под водой.  

Дети ошпариваются горячей водой, когда мама отвлеклась. Это драматические неотложные состояния.

Но я хотел бы обратить внимание: все врачи, в том числе и детские  - тоже родители, и тоже сталкиваются с такими ситуациями. Никто родителей никогда не обвиняет. У каждого в подсознании есть понимание: с ребенком может случиться все что угодно. Он может выпить жидкость для мытья окон, съесть таблетки. Мое личное мнение: родитель не должен уходить от врача  с ощущением вины. 

- Возвращаясь к разговору о регионах, — какие города и области чаще всего приезжают в Педиатрический университет на дополнительное образование? Читала, что у вас псковские ребята обучаются.

- Ближайшие регионы – родные для нас, очень близкие. Там работает очень много наших выпускников еще с 80-х, 90-х годов. Новгород – самый близкий регион. Это не по расстоянию, а по объему сотрудничества. 

Чтобы слушатели понимали, что помощь – это не только обучение студентов. Бывает, к нам обращаются с просьбой направить в регион врачей-ординаторов. В этом есть большая польза – поработав там, врачи –ординаторы охотнее едут в регион на постоянную работу. 

В Ленинградской области и Карелии мы в прошлом и позапрошлом году проводили диспансеризацию детей.  Кроме того, мы курируем 3 федеральных округа, которые включают 27 субъектов Российской Федерации.

Курируем Северный Кавказ. Наши бригады выполняли в прошлом году в Чечне диспансеризацию всего детского и взрослого населения. Бригады наших преподавателей вместе с ординаторами работали в отделениях реанимации республиканского перинатального центра. 

Сегодня, перед эфиром я встречался с коллегами из республики Дагестан. 7 специалистов Республиканской детской больницы Махачкалы сегодня у нас работают в клинике. Я, как анестезиолог-реаниматолог,  курирую профильного специалиста, Рафика Имангусейновича Магомедова. Это потрясающий человек, очень уважаемый в республике врач. За безотказность, за готовность помочь, приехать в любой район республики, взять на себя тяжелого ребенка. Он занимается новорожденными детьми.

Кроме того,  оказывается серьезная помощь новым регионам. Сейчас наши специалисты находятся в  Херсонской, Запорожской областях. В структуре нашего университета имеется Национальный медицинский исследовательский центр по педиатрии. Так как я курирую образование, то мы приглашаем коллег из этих регионов к нам на постдипломное образование, и оказываем им всестороннюю помощь.

Кабардино-Балкария — в фокусе нашего внимания. Достаточно сказать, что на прошлой неделе в рамках посещения региона министром здравоохранения Михаилом Мурашко, наш ректор Дмитрий Олегович посетил республику. 

Нам так же крайне интересно бывать в регионах. Мы же обучаем, поэтому нам важно знать, какое у них оборудование, как идет процесс лечения. В клиники, которые оказывают высокотехнологичную помощь, попадает узкий поток больных.  А в  клиниках, которые ближе к населению,  нуждающемуся  в постоянной и экстренной помощи, другое оборудование, другие навыки и манипуляции. Понятно, что высококлассных хирургов, кардиохирургов не будет десятки тысяч. А педиатров первичного звена нужно как раз очень много. Это полезная работа и дня нас, и для регионов, поэтому и сложились дружеские отношения.

- В регионах клиники оборудованы так же хорошо, как в федеральных центрах?

Если это учреждение третьего уровня: областная, краевая, республиканская больница, то будет оборудование приблизительно как в Петербурге. 

В Новосибирске, в центре имени Мешалкина такая хирургия, которая даст фору некоторым столичным клиникам. В Краснодаре прекрасная кардиологическая клиника, там десятки коек реанимации с суперсовременным мониторингом. 

Дело в том, что помощь, которая вчера была высокотехнологичной, например,  аортокоронарное шунтирование, теперь оказывается в каждом краевом, республиканском центре. В каждой краевой больнице есть отделение сосудистой хирургии на таком же уровне,  как и в столице. Помощь оказывается по полису медицинского страхования, то есть бесплатно. 

С 2012 года реализуется национальный проект «Здравоохранение»,  и мы видим его успехи и у себя в клинике, и в регионах. Медицина стала доступна.

- У вас есть ученики, которыми вы гордитесь?

- Конечно же есть. И они стали моими друзьями. Юрий Викторович Суханов —  очень близкий мне ученик. Он работал в Архангельске после того, как защитил кандидатскую диссертацию. Сейчас его пригласили в Москву, и он руководит одним из  центров по оказанию паллиативной помощи детям.

Я вспоминаю своего ученика Дьулустана Анатольевича Чичахова, он защитил кандидатскую и докторскую диссертации у нас на кафедре. Сейчас он заместитель министра здравоохранения республики Саха (Якутия). 

Не могу не вспомнить Веру Алексеевну Сергееву, она профессор кафедры анестезиологии в Курске, лидер педиатрической анестезиологии региона.

Ну и конечно,  в Петербурге заведующие отделениями анестезиологии и реанимации практически все выходцы с нашей кафедры. Один из них — мой ученик, Владимир Владимирович Копылов, он главный врач детской больницы в центре Алмазова, а до этого заведовал отделением анестезиологии и реанимации в больницы Раухфуса.

Мой хороший друг и ученик Виталий Анварович Казиахмедов, долгие годы заведовал отделением анестезиологи и реанимации в 5-й детской больнице имени Филатова. 

Моя надежда и мой соратник – профессор Константин Викторович Пшениснов. Он работает у нас на кафедре. Будучи доктором наук, он до сих пор дежурит в отделении кардиореанимации университетской клиники.

- Если бы вы начинали свой путь, вы бы выбрали его снова?

- Безусловно,  да. Я думаю часто на эту тему. У меня был сложный путь в профессию. Я поступил после 8-го  класса в медицинское училище, закончил фельдшерское отделение. Сразу после окончания поступил в институт. До поступления в вуз я работал на скорой помощи. Я думал, что очень много знаю, еще годик, и я стану врачом. И только обучаясь в институте, я с каждым годом понимал, что предстоит еще учиться, учиться и еще раз учиться. И сейчас это понимаю. 

Поделиться в социальных сетях:
Дата публикации: 2 ноября 2023

Похожие новости

Противодействие кибермошенничеству: эксперты ГУ МВД проведут лекцию для студентов и сотрудников Педиатрического университета

1 октября 2025 года в Педиатрическом университете состоится важное мероприятие по кибербезопасности.

Григорий Кубатьян: Сегодня России намного сложнее воевать, чем СССР в Великую Отечественную войну

В библиотеке Педиатрического университета прошла встреча студентов и военного корреспондента «Комсомольской правды» Григория Кубатьяна.

Ректор Педиатрического университета Дмитрий Иванов принял участие в работе Всероссийского форума «Мать и дитя» в Москве

Главный неонатолог Министерства здравоохранения РФ выступил на ключевых мероприятиях Всероссийского форума «Мать и дитя».