- Чем занимается кафедра пропедевтики? Непонятное слово в названии кафедры?
- Кафедра пропедевтики детских болезней занимается прежде всего обучением студентов. На кафедре преподают предмет «Педиатрия», который изучает здоровье детей в разных возрастных периодах. Это базисный, начальный этап каждого педиатра. Предмет изучают на третьем курсе Педиатрического университета. Поэтому, конечно, наша кафедра — первая в отношении изучения педиатрии.
- Кафедре уже почти 100 лет, она существует с 1934 года. Какие ключевые направления интересов кафедры?
- Как и все педиатрические кафедры, кафедра пропедевтики интересуется профилактической медициной и, конечно, вакцинопрофилактикой. Это основное лидирующее направление.
- Когда говорят «вакцинопрофилактика», имеют ввиду сезонные прививки. У нас есть национальный календарь прививок, расскажите о нем.
- Существует национальный стандарт вакцинации детей. Он предусматривает создание высокоиммунного общества в период раннего детства. Наиболее уязвимая группа детей по инфекционным заболеваниям – это малыши до года. Поэтому их начинают вакцинировать еще в грудном возрасте. В самом раннем периоде – неонатальном - вводится вакцина БЦЖ против туберкулеза. Эта инфекция существует, и фтизиатры со мной согласятся. Действительно, количество случаев заболевания не снижается. Это нужно учитывать и не пренебрегать профилактикой инфекции.
Гипатит В – это вторая прививка, которую делают по национальному стандарту вакцинации. Считается самой безопасной вакциной, потому что в основном не содержит систем, которые могут как-то повлиять на здоровье ребенка.
Все вакцины проходят доклинические испытания, но и поствакцинальный иммунитет изучается. Нам важны отдаленные результаты – снижение заболеваемости, прежде всего.
Если вспомнить 92-93 годы прошлого столетия, то уровень заболеваемости гепатитом «В» был крайне высок. Сейчас показатель в сотни раз меньше, а значит, отдаленный результат показывает, что вакцинация эффективна.
При рождении ребенок имеет материнский иммунитет в виде антител. Эти антитела естественным образом падают к трехмесячному возрасту. Проводились исследования и, например, уровень коклюшных антител в крови трёхмесячных детей практически отсутствовал. В этот момент нужно понимать, что коклюшная инфекция крайне опасна для детей грудного возраста. У этого, казалось бы, банального заболевания индекс летальности крайне высок.
Я хочу напомнить, что за последние 4 месяца заболеваемость коклюшем резко возросла.
- Почему это произошло? От нежелания прививаться или от каких-то других факторов?
- Если охват вакцинации достигает 90% населения, то начинает работать «эффект кокона». Оставшиеся 10% людей могут не вакцинироваться, потому что очень толстая прослойка вакцинированных. Это закон эпидемиологии.
Если большое количество людей отказывается от вакцинации, процент
непривитых растет и «эффект кокона» пропадает. Невакцинированные люди начинают болеть.
- Сколько всего вакцинаций должен пройти ребенок?
- На первом году жизни мы должны привить ребенка от 18 инфекций, если считать кратное введение коклюшных вакцин. Ребенка прививают трижды от коклюша с дифтерией и столбняка. Так уж сложилось, что коклюшные антигены адсорбируются в присутствии дифтерийно-столбнячных анотоксинов.
Обязательной на первом году жизни считается вакцинация от опасных форм септических заболеваний. На первом месте — пневмококковая инфекция. Начинаем мы профилактику с двухмесячного возраста. Вакцина вводится трехкратно на первом году жизни. Используются самые безопасные препараты, на современном языке они называются инактивированные.
- Проблема кори – возникла и не решилась. От кори же перестали прививать, сейчас вернулась прививка?
- Календарь прививок всегда включал в себя прививку против кори. Действительно, напряженность по поводу кори была достаточно серьезной. Количество заболевших стало увеличиваться весной 2023 года нарастающими пластами. Это связано, безусловно, с отказом от вакцинации и с отсутствием за рубежом прививочных компаний. Эту проблему надо решать глобально.
- Есть у нас, в Петербурге лаборатории, которые выпускают вакцины?
- Конечно. Это НИИ эпидемиологии и микробиологии имени Пастера на Петроградской стороне. Они занимаются разработкой многих вакцин, в том числе и от коронавируса.
- На примере коронавируса мы видели, как быстро он мутировал. Что же делать в таких условиях?
- Вирус, одеваясь в оболочки хозяина, меняет свой генетический код, свою генетическую структуру.
Мы вакцинируемся от опасных форм гриппа, токсических, которые вызывают пневмонии, острый респираторный дистресс-синдром, так называемый ковидоподобный синдром. Доказано, что эти заболевания вызывают 4 формы гриппа: 3 вида гриппа А и 1 вид гриппа В.
У комбинированных вакцин есть особенность – взаимное потенцирование иммунитета. Каждый компонент вакцины может вызвать перекрёстную иммунизацию. Я напомню, что, вакцинируясь от гриппа, мы облегчаем себе течение других вирусных инфекций, потому что они развиваются по одному лекалу.
Современные вирусные инфекции мощно поглощают иммунные силы и человек становится восприимчив к бактериям и заболевает пневмонией.
Ребенка можно вакцинировать от гриппа с 6 месяцев.
