|
- В этот скорбный и одновременно радостный день мы говорим о подвиге ленинградцев, о мужестве и героизме, о силе духа. Все время обращаемся к тем страшным дням, годам и пытаемся понять: как в таких нечеловеческих условиях люди жили, творили, создавали новое и отдавали тепло своего сердца находящимся рядом, - отметила заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин и биоэтике Галина Микиртичан. |
Зима 1942 года была тяжелейшим испытанием для тех, кто находился в стенах Педиатрического института. Пациенты и сотрудники постоянно находились в подвалах и бомбоубежищах, которые были переполнены. В сложнейших условиях врачи оказывали квалифицированную медицинскую помощь детям, ученые вели научные изыскания.
|
|
- В этот период научная работа была не такой активной, как в предыдущие годы, но, тем не менее, она продолжалась. Медицинские работники изучали патологии, разрабатывали методы лечения. Чаще всего у детей наблюдалась алиментарная дистрофия. До этого педиатры встречались с этой болезнью только в 1917 году во время голода, но тогда он был не в таком масштабе, - рассказала Галина Микиртичан. |
Главной научной проблемой докторов в 42-ом году была борьба с дистрофией, авитаминозом и белковой недостаточностью. Врачи изучали анемию и способы ее предотвращения.
|
- У 25% маленьких пациентов были белковые отеки. На дистрофию наслаивалась анемия, пневмония, детские инфекции: корь и скарлатина. 65% пациентов больницы Педиатрического университета были детьми 9-15 лет, которые особенно страдали от голода. Смертность была высокая, но сотрудники постоянно разрабатывали новые методы лечения, боролись со смертью, - поделилась историк медицины. |
В 1942 году среди детей разразилась эпидемия брюшного тифа. Очаг возник в детском доме на Загородном проспекте. Во главе специальной комиссии по борьбе с эпидемией встал Александр Федорович Тур. Под его руководством разработали методику вакцинации детей от брюшного тифа. Прививки существовали и до блокады, но рекомендации по вакцинации детей с 2-х летнего возраста разработали в Педиатрическом университете.
Врачи разрабатывали детское питание. Рецепты приготовления смесей содержали компоненты подсобных суррогатов. Для каждого возраста врачи создавали индивидуальную смесь. Учитывали даже вкусы малышей.
Всю блокаду в Педиатрическом университете работало родильное отделение, а также отделение для недоношенных детей. Первые месяцы смертность среди недоношенных была большая, ведь они рождались у женщин, которые страдали от голода и цинги. Число недоношенных и маловесных детей резко возросло. Половина из них погибала. Специалисты разработали методы выхаживания маловесных и недоношенных малышей. Александр Тур говорил, что очень важны условия выхаживания: от ухода за маловесным и недоношенным ребенком зависит его жизнь и судьба.
|
- Хочу отметить, что в 1942 году вышло несколько десятков научных статей, монографий и учебников. В 1943-44 годах научных трудов стало еще больше. Четвертый номер московского журнала «Педиатрия» в 1944 году был полностью посвящен работам ленинградских педиатров. Пусть этот номер «Педиатрии» останется историческим памятником самоотверженной работе детских врачей Ленинграда на пользу детей многострадального города, которой не могли помешать никакие внешние условия. Честь и слава героическим врачам-педиатрам города на Неве - такие слова значились в эпиграфе к журналу, - добавила Галина Микиртичан. |
Подвиг ленинградцев, стойкость и мужество, самоотверженная работа врачей блокадного города никогда не будет забыта.
В наше время в Педиатрическом университете уделяют большое внимание патриотическому воспитанию студентов. Первокурсники посещают занятия в музее вуза, где представлена блестящая экспозиция, посвященная блокаде и Великой Отечественной войне. Кроме того, в рамках изучения истории Отечества на кафедре гуманитарных дисциплин и биоэтики появился раздел о Специальной военной операции.
|
- Когда преподаватели читают лекцию на эту тему, студенты плачут оттого, что они узнали о происходящем. Молодежь не интересуется политикой, поэтому очень важно, чтобы молодые ребята понимали ответственность и учились на примерах славного прошлого нашей великой страны, - поделилась профессор. |