СПбГПМУ

Инфекция современности: стоит ли детям запрещать сидеть в гаджетах

Университет
Дата публикации: 8 февраля 2024

Психологи рассказали, как переключить внимание ребенка с телефона на развивающие занятия.

Нейропсихолог заявил, что избыточное использование гаджетов здоровым ребенком может указывать на проблемы с его самореализацией. В нынешнем мире приобщение к смартфонам наступает достаточно рано. У 88% школьников начальных классов есть собственный телефон или планшет, а среди старшеклассников — практически у каждого. Подробнее о пользе и вреде современной техники для детей, какие меры предпринять и как предотвратить желание ребенка уйти во вселенные игр, фильмов и социальных сетей, — в материале «Известий».

Влияние гаджетов на ребенка: плюсы и минусы

В современном мире, когда технологии внедрились практически во все аспекты жизни, сложно оградиться от медиа и серфинга в сети. То же самое касается и детей. С раннего возраста они наблюдают, как родители используют телефоны, планшеты и компьютеры как по работе, так и в развлекательных целях.

По мнению заведующего кафедрой психиатрии и наркологии СПбГПМУ, главного внештатного специалиста по детской психиатрии комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга Северина Гречаного, плюс использования электроники детьми может быть только один — если они решают в них интеллектуальные задачи.

Минусов в использовании гаджетов, по мнению экспертов, всё-таки больше. Помимо влияния на зрение, осанку и так далее, чрезмерное их использование в раннем возрасте может привести к задержке в развитии. У ребенка не развивается крупная и мелкая моторика, а,  соответственно,  и речь. Без контроля потребляемого контента, а также времени, проведенного в телефоне, могут возникнуть сложности с общением со сверстниками и использованием других ежедневных интеракций: как мириться, отстаивать свое мнение, доказывать точку зрения или, наоборот, уступать в каких-то вопросах.

По мнению Северина Гречаного, главными минусами для ребенка являются замена реального живого общения техникой, а также проведение в ней большей части дня. В таком случае, считает эксперт, это указывает на дефицит у ребенка живого общения с близкими (родители не знают, как и о чем разговаривать с ним). Постоянное сидение перед экраном может быть также показателем того, что родители не понимают потребностей своих детей.

Ограничивать использование или контролировать контент

Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), опубликованным в 2019 году, детям до года не стоит проводить время перед экранами. В возрасте же от года до пяти лет Максимальное время использования гаджетов в день не должно превышать 60 минут . Однако чем меньше, тем лучше. Эксперты ВОЗ советуют время, которое дети младшего возраста проводят сидя перед экраном, заменять на активные игры.

Совсем запрещать использовать электронику не имеет смысла, считают эксперты. С большой вероятностью родители столкнутся с протестом ребенка, что может испортить отношения и привести к скрытому использованию гаджетов, например, на улице или у друзей.

 

— Постановка вопроса в духе «прекращай пользоваться гаджетом», «мы его у тебя изымаем» или «тебе это нельзя» приведет к протестным реакциям, поскольку ребенок не понимает, чем он возместит недостаток гаджета, — говорит Северин Гречаный.

Эксперты добавляют, что родители должны помочь своим детям разобраться в своих увлечениях и подобрать занятия, которые бы их интересовали. Это может быть спорт, чтение, игра на музыкальном инструменте и многое другое, что стало бы заменой «залипанию» в устройствах.

 

— Надо не говорить, что использовать гаджет — плохо, не убирать и ограничивать его, а предлагать что-то взамен, — считает Северин Гречаный. По его мнению, для того чтобы ребенок меньше времени проводил в телефоне, родители должны изначально преподносить его как награду за какие-то достижения.

Нужно идти по пути не отрицательной мотивации, а положительной, заключает эксперт.

 

— Родители сейчас очень плохо понимают детей, они начинают им объяснять, мотивировать, приводить какую-то сложную систему доказательств, — говорит Северин Гречаный. — На самом деле,  чем больше ребенку доказываешь, тем больше он убеждается в обратном. Серьезные и логические обоснования не нужны, вместо этого можно донести, что в мире есть масса приятных вещей кроме гаджета.

 

Поделиться в социальных сетях:
Дата публикации: 8 февраля 2024

Похожие новости

III Всероссийская научно-практическая конференция «Клиническая психология: рождение и жизнь»

Конференция пройдет 3-4 октября 2025 года в Санкт-Петербурге

Циклы повышения квалификации для преподавателей

Регистрация на цикл осуществляется через портал непрерывного медицинского образования

Кафедра реабилитологии ФП и ДПО приглашает студентов медицинских вузов, врачей, медицинских сестер на цикл профессиональной переподготовки «Медицинский массаж»

Цикл пройдет с 29 сентября по 22 ноября 2025 года