СПбГПМУ

Галина Суслова: Образование в стационаре призвано не только обучать, но и помогать адаптироваться ребенку

Общество
Дата публикации: 30 августа 2024

О создании образовательной среды для детей, находящихся на длительном лечении в стационарах Петербурга,  в студии радиостанции «Радио Sputnik» рассказала начальник учебно-методического управления Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета, заведующая кафедрой реабилитации Галина Суслова.

В 1923 году по обращению школьной учительницы, которая занималось просветительской работой,  главный врач больницы на Выборгской стороне внес предложение в районный отдел народного образования по организации школы в стенах клинической больницы. Это предложение было поддержано. В 2023 году был столетний юбилей открытия школы при клинике Педиатрического университета. 

- Насколько важна образовательная среда в стационаре?

- Я хочу заметить, это,  наверное,  понимает каждый, что смена обстановки, расставание с семьей, и,  конечно,  само заболевание неактивно сказываются на человеке. Особенно тяжело детям. Им сложнее адаптироваться к новой среде, к новым обстоятельствам. Поэтому образование в стационарах призвано не только обучать, но и помогать детям адаптироваться. Конечно,  воспитательная работа тоже продолжается.

Безусловно,  процесс обучения для ребенка, который имеет образовательный опыт,  имеет значение. Надо заметить, что отрыв от привычной школьной группы ребенка, от его родного класса, учителя,  несет отрицательный эффект и привыкание к новой группе занимает определенное время. Большая заслуга в этой адаптации к больничным условиям у педагогов и лечащих врачей. Все педиатры имеют профессиональную подготовку, которая учитывает и особенности лечения самого заболевания,  и психологические аспекты лечения.  Педиатры в стационарах прекрасно понимают психологическое состояние ребенка вне дома и стараются помочь. 

- Какое по времени нахождение в стационаре считается длительным?

- По рекомендациям Министерства просвещения  и  Министерства здравоохранения  Российской Федерации,  если ребенок находится в стационаре более 21 дня, то он приступает к занятиям в школе клиники. 

- Как организован процесс обучения?

- Большое значение имеет опыт. Все педагоги, которые преподают в клиниках Педиатрического университета, имеют долгий опыт госпитального образования, в среднем более 10 лет. Клиник у нас 10, а преподавателей более 30 человек. От одного поколения преподавателей к другому переходят традиции, они касаются не только способов преподавания дисциплин, но и традиции взаимодействия  между специалистами клиники и педагогами.

Дети обучаются по тем же самым программам, что и в общеобразовательной школе. У нас в университете организовано  14 школьных групп. 5 из них – это младшие классы,  9 групп средней общеобразовательной школы. Занятия проходят как в малых группах, так и индивидуально. Если ребенок лежачий, то преподаватель находится у постели больного, если ребенок может передвигаться – то в игровых комнатах. 

По окончанию занятия выставляется оценка. Любая оценка носит стимулирующий характер или является наградой. Когда ребенок выписывается из клиники, родителям выдается справка с текущими оценками. Справку родители передадут в школу, где ребенок учится на постоянной основе. Важно, что ребенок не отстает от программы и получит четвертные и годовые оценки.  Таким образом, его не оставят на второй год из-за длительного лечения.

- Насколько важно взаимодействие педагогов, врачей и родителей? 

- Я бы увеличила это список как минимум до 4-х  человек и добавила бы маленького пациента – ученика. Один педагог, или один врач, или просто один родитель не справится полноценно  с комплексом проблем.  Это должна быть  мощная команда, объединенная единой целью —  помочь ребенку. В нее входит врач, педагог, клинический психолог, обязательно родители, которым часто самим требуется психологическая помощь и подготовка. Нередко мы видим, что у родителей бывают состояния, когда родительская любовь и забота захлестывает ребенка и не всегда полезна. 

Такая мощная команда, в которую обязательно входит и сам ребенок, даже если он маленький, работает вместе и каждое звено важно.

Иногда дети госпитализируются повторно и сразу пишут заявление на продолжение обучения в школе при клинике Педиатрического университета. 

- Насколько комфортное взаимодействие внутри такой команды помогает противостоять болезни?

- Врач, психолог, педагог и родитель, конечно, помогают ребенку преодолеть болезнь. Но если говорить о Педиатрическом университете, то ко взрослым присоединяются еще и студенты. У нас мощное  студенческое волонтерское движение. Ребята посещают пациентов и в праздники и в будни, стараются их развлечь, устраивают разные активности и даже просто читают книги перед сном в вечернее время.  Студент – это еще не врач, это почти сверстник и общение с ним помогает пациентам пережить отрыв от дома.

В Педиатрическом университете большой факультет клинической психологии. Студенты-психологи активно участвуют в клинической жизни пациентов. Для студентов  всех специальностей – это тоже  необходимая практика с детьми разных возрастов. Педиатр должен уметь к каждому ребенку найти подход. И у нас такая практика существует в университете и мы с радостью делимся опытом. 

- Не за горами День знаний. Как проходит 1 сентября в Педиатрическом университете?

- В этот замечательный день обязательно придут студенты-волонтеры и будут поздравлять маленьких пациентов с праздником. Детям обязательно нужен праздник и внимание.

Дата публикации:29.08.2024

Поделиться в социальных сетях:
Дата публикации: 30 августа 2024

Похожие новости

Противодействие кибермошенничеству: эксперты ГУ МВД проведут лекцию для студентов и сотрудников Педиатрического университета

1 октября 2025 года в Педиатрическом университете состоится важное мероприятие по кибербезопасности.

Григорий Кубатьян: Сегодня России намного сложнее воевать, чем СССР в Великую Отечественную войну

В библиотеке Педиатрического университета прошла встреча студентов и военного корреспондента «Комсомольской правды» Григория Кубатьяна.

Ректор Педиатрического университета Дмитрий Иванов принял участие в работе Всероссийского форума «Мать и дитя» в Москве

Главный неонатолог Министерства здравоохранения РФ выступил на ключевых мероприятиях Всероссийского форума «Мать и дитя».