В прямом эфире участники программы обсудили, как оградить себя и ребенка от стресса, и что тревожит современных детей.
По словам детского психиатра, острая реакция на стресс – бессонница, плохое настроение, тревожность характерны для многих людей. Обращать на них внимание и подвергать медикаментозной коррекции следует только тогда, когда они устойчивы и проявляются длительное время и истощают человека.
|
- Надо понимать характер и природу стресса. Понятно, если школьник столкнулся с устрашающей ситуацией, например, пожаром или дорожно-транспортным происшествием, то он, конечно, какое-то время может плохо спать, переживать. Бить тревогу нужно, когда в острую фазу подросток не среагировал, а через несколько месяцев стал тревожным. Это могут быть отложенные проявления посттравматического стресса, - рассказал Северин Гречаный. |
Можно испытывать и позитивный стресс, который мобилизует ребенка.
|
- Например, выход в школу после каникул – это тоже стресс, но ничего не поделать. Задача родителей и учителей – это не ограждение детей от стресса, создание тепличных условий. Личность проявляется не когда все идет как по маслу, а в ситуации, когда человек успешно преодолевает трудности. Как ребенок сможет пережить негативную оценку, отсутствие похвалы и внимания от учителя, - добавил психиатр. |
Но многие родители реагируют на трудности детей неправильно, потому что они не обучены основам психогигиены.
|
- Простой пример: происходит разлад в семье между папой и мамой. Что говорить ребенку? Главное ребенку не нужно знать о разногласиях между родителями, потому что он пока не может понять, о чем идет речь и у него закладываются неверные представления. Еще один пример - необоснованная критика родителями учителей в присутствии детей. От этого нужно отказаться, - объяснил заведующий кафедрой психиатрии. |
Стрессы так или иначе связаны с основными проблемами возраста ребенка.
|
- В возрасте на переломе 3-4-х лет появляются первые реакции, связанные с самостоятельностью ребенка. Бесполезно спорить с ребенком, с ним можно поиграть или отвлечь его в игре. Например, спросить, не скучают ли по нему игрушки в детском саду, если малыш не хочет идти туда утром. В школьном возрасте свои стрессы. В 7 лет ребенок идет в школу, там есть правила и моральные оценки. Ты хороший, если быстро читаешь, например. А если у ребенка с этим сложности, то он испытает стресс, - сообщил Северин Гречаный. |
Он также отметил, что симптомы стресса – это эмоциональные реакции: раздражительность, несобранность, бессонница, утомляемость, головные боли. Симптомы проявляются по-разному, в зависимости от возраста. Наиболее сложным периодом считается подростковый возраст, когда эмоции проявляются в экстремальной форме.