Отличники больше нервничают
– Северин Вячеславович, конец учебного года, годовые контрольные, экзамены – это серьезный стресс для школьников?
– Часто в стрессовый период жизни выходят наружу все проблемы и недопонимания, которые имели место в семьях ранее, но не звучали так громко и драматично. Любое стрессовое событие может играть как отрицательную, так и положительную роль. Конечно, в этой жизни можно вообще отказаться от любых экзаменов, максимально упростив задачи, которые ты перед собой ставишь. Но это скучно и неинтересно. Умение грамотно вести себя в стрессе, самообладание и контроль над эмоциями – это не только опыт преодоления трудности, поиск путей выхода из ситуации, которая кажется трагической и безвыходной, но и опыт рефлексии, шанс понять и лучше узнать самого себя. Так один ученик, имеющий блестящие способности, запоминающий материал с первого раза, путем собственных неудач пришел к выводу, что на контрольной или на экзамене он всегда демонстрирует результаты в среднем на балл ниже, чем реально знает, поскольку его внутренний самоконтроль непредсказуем, как погода. Он смирился с ситуацией, перестал волноваться за результат, заодно стал более внимательно повторять прочитанное. В итоге все пошло на пользу, и он стал выжимать из имеющихся собственных ресурсов максимум.
– Кто более уязвим в этом плане: малыши, средняя школа, выпускники?
– В современных сложившихся условиях трудно выделить какой-либо определенный возрастной контингент. Как мы видим из практики, в период подведения итогов подверженными стрессу оказываются все возрастные контингенты. Все зависит от того, что предшествовало, какая была мотивация к учебе, уровень притязаний и отношения с родителями.
Читать полностью на сайте "Петербургского Дневника" >>>

Беседовала Марина Бойцова. Фото: Александр Глуз / «Петербургский дневник»