СПбГПМУ

Врачи Педиатрического университета выполнили подростку из Пензы операцию на позвоночнике с применением технологий 3D-печати

Медицина
Дата публикации: 25 июня 2025

Вмешательство стало одним из этапов длительного хирургического лечения идиопатического сколиоза. Отметим, что в конце июня отмечается Международный день борьбы с данной патологией. Врачи клиники Педиатрического университета рассказали о методах лечения и развеяли мифы о заболевании. 

Глебу Игольникову из Пензы 14 лет. Он хорошо учится и серьёзно увлекается беспилотной авиацией – недавно занял второе место на межрегиональных соревнованиях и даже приобрёл собственный коптер. У Глеба много друзей и в целом обычное детство, если не считать одного обстоятельства: за свою жизнь подросток перенёс 13 операций из-за тяжёлой формы сколиоза. 

 

- Мы впервые приехали в Педиатрический университет много лет назад - Глебу тогда было три года. О том, что у сына есть искривление позвоночника, мне сказали ещё в роддоме. Дальше были массаж, ЛФК, бассейн, остеопатия - мы перепробовали всё,  но ничего не давало эффекта, сколиоз прогрессировал. Обращались в федеральные клиники, но по разным причинам нам отказывали, только в Педиатрическом университете нам быстро ответили и пригласили на консультацию. Программу лечения разрабатывал ныне покойный профессор Эдуард Владимирович Ульрих. Я помню, когда врач сказал, что нам предстоит 16 операций, я думала, что упаду в коридоре,- рассказала мама Глеба Ирина Игольникова.

Специалисты 2-го хирургического отделения университетской клиники, работу которого курировал профессор, сегодня продолжают оказывать помощь детям с самыми сложными патологиями позвоночника. 

 

- В таких ситуациях нельзя составить план лечения на десять лет вперед, можно только обозначить общий вектор. Борьба с длительно текущей прогрессирующей болезнью похожа на игру в шахматы: мы делаем ход и болезнь делает ход, мы оцениваем обстановку и делаем ход снова. Поэтому каждый раз, каждый год мы не знаем заранее, какой будет следующая операция: будет ли она длиться полчаса или четыре часа, - пояснил доцент кафедры оперативной хирургии Педиатрического университета Артём Косулин

При хирургическом лечении взрослых пациентов цель операции — это фиксация, то есть слияние позвонков. После вмешательства позвоночник остается в укрепленном состоянии на протяжении всей жизни. Однако у детских вертебрологов подход совершенно другой.

 

 

- Когда человек уже вырос, всё тактически просто. А вот если перед нами ребёнок, и деформация протяжённая, то самое плохое, что с ним можно сделать, это выполнить операцию «взрослого» типа. В этом случае незаблокированная часть позвоночника продолжит расти, а заблокированная расти не сможет. В итоге в лучшем случае мы получим резкое укорочение туловища со всеми вытекающими последствиями, а в худшем - передние отделы позвонков вокруг костного блока будут закручиваться, как винтовая лестница, - сообщил доцент кафедры оперативной хирургии вуза.

Поэтому для коррекции значительных искривлений позвоночника у детей и подростков специалисты прибегают к этапному хирургическому лечению. Первоначальная операция включает в себя установку спинальных имплантов — металлических стержней и винтов, которые помогают исправить искривление. Нередко выполняется и остеотомия — хирургическое вмешательство на костях позвоночника - для улучшения выравнивания. В ходе каждой последующей операции выполняется дополнительная коррекция искривления. Это может включать натяжение или изменение положения имплантов, чтобы продолжить выравнивание позвоночника по мере роста пациента.

Недавнее вмешательство, которое выполнили Глебу, продлилось более 7 часов. За это время хирурги извлекли и буквально создали заново всю металлическую конструкцию для фиксации позвоночника, выполнили резекцию наиболее выступающих позвонков, сопоставили выше и ниже лежащие сегменты. 

 

- Этот ребёнок наблюдается и оперируется у нас много лет. К сожалению, по мере его интенсивного роста, обычные методы, которые мы применяли, перестали работать. Поэтому на этот раз у нас был достаточно большой объём работ: изъять некоторые части позвоночника, позвонков и переставить их в другом направлении, собрать на новом металле, - отметил лечащий врач мальчика, детский хирург Дмитрий Елякин

Одним из наиболее ответственных этапов было удаление позвонка и диска. Хирурги должны были действовать крайне осторожно, чтобы минимизировать риск повреждения спинного мозга и нервных корешков. В ходе операции пациента даже ненадолго пробудили от наркоза для проведения функциональных тестов.

Отметим, что при подготовке к вмешательству хирурги изготовили на 3D-принтере модели позвонков ребёнка, которые использовали как навигационные шаблоны с целью уменьшения кровопотери и оптимизации действий хирургов. Навигационные шаблоны накладывали на позвонки, чтобы максимально точно и быстро устанавливать импланты — металлические стержни с фиксаторами.

Операция прошла успешно, Глеб уже вернулся к обычной жизни. 

 

 

- Мы сделали свой ход, а через год мы узнаем, какой ход сделает деформация. Этапное лечение требуется до тех пор, пока ребёнок значимо растет. После 15-16-летия обычно такого интенсивного роста уже не происходит, - пояснил  Артём Косулин. 

Врач рассказал, что в клинике Педиатрического университета ежегодно проходит лечение не менее 10 детей со сложными формами сколиоза. Вопреки распространенному заблуждению искривление позвоночника развивается у пациентов не из-за ношения сумок на одном плече или неправильного сидения за партой.

 

- Если бы проблема идиопатических сколиозов решалась правильной школьной мебелью, этой проблемы бы уже не существовало. Тем не менее, она существует, но причины её не известны. Часто деформации проявляются очень рано, как было у нашего пациента. У инфантильного идиопатического сколиоза есть одна хорошая черта и одна плохая. Хорошая - это то, что в 90% случаев проблема разрешается самостоятельно, то есть у девяти  новорождённых детей из десяти деформация проходит без какого-либо медицинского вмешательства. Но у одного из десяти она останется, и это будет большой проблемой, потому что это лечится долго и сложно, - рассказал доцент кафедры оперативной хирургии Педиатрического университета. 

Добавим, что сколиоз требует хирургического лечения только в сложных случаях. Вообще же патология встречается у 2-3% детей и подростков. Идиопатический сколиоз, который является наиболее распространённой формой, чаще всего диагностируется в возрасте от 10 до 15 лет, когда происходит активный рост. 60-80% детей с идиопатическим сколиозом, у которых угол искривления составляет от 20 до 40 градусов, могут добиться отличных результатов с помощью консервативных методов.

 

- Научно доказанными методиками являются использование корсетов для лечения сколиоза - особенно у детей и подростков, у которых еще не завершился рост. Корсеты помогают удерживать позвоночник в правильном положении и предотвращают дальнейшее искривление. Также существуют программы лечебной физкультуры, включающие специальные упражнения для укрепления мышц спины и улучшения осанки. Методики Шрот и SEAS (Scientific Exercise Approach to Scoliosis) являются двумя широко признанными подходами к консервативному лечению сколиоза, которые направлены на коррекцию искривления позвоночника и улучшение общего состояния пациента, - пояснила руководитель центра медицинской реабилитации СПБГПМУ, реабилитолог, ортопед Елена Адулас

Поделиться в социальных сетях:
Дата публикации: 25 июня 2025

Похожие новости

«Мы делаем всё для спасения и сохранения качества жизни ребёнка»: врачи Педиатрического университета рассказали о состоянии школьницы, упавшей с седьмого этажа

Делать какие-либо прогнозы рано, но медики говорят о пациентке с осторожным оптимизмом.

«Похудел на 17 килограммов, но в планах сбросить ещё 27!»: врачи Педиатрического университета помогли юноше побороть ожирение

Подростку с редким именем Стефан 15 лет. Он отличник, спортсмен и юнармеец. Однако активный образ жизни не уберёг его от ожирения: когда в декабре 2024 года мальчик впервые обратился за помощью специалистов клиники СПбГПМУ, его вес составлял 134 килограмма

«Это один из самых сложных случаев в практике»: врачи Педиатрического университета 9 часов оперировали ребёнка с тотальной формой болезни Гирпшрунга

Двухлетний Игнат Белугин чувствует хорошо - врачи осторожно говорят, что если восстановление продолжится в том же темпе, ребёнок скоро сможет вернуться домой в Ярославль