Как рассказал заведующий отделением анестезиологии-реанимации для детей с кардиохирургической патологией Педиатрического университета Евгений Тризна, мальчик родился 11 мая в Великом Новгороде, а уже через 8 дней его доставили в Санкт-Петербург на реанимобиле.
|
|
- В первые часы жизни у ребёнка развилась дыхательная недостаточность, в связи с чем его перевели в реанимацию новорожденных. Коллеги связались с нами, мы провели телемедицинскую консультацию. Пациенту выполнили необходимые исследования, но выявить причину в тот момент не удалось, - рассказал Евгений Тризна. |
Между тем, состояние малыша оставалось тяжёлым: сатурация (уровень насыщения кровью кислородом, прим. ред.) у него не поднималась выше 80%, даже на искусственной вентиляции лёгких. Было решено доставить пациента в Северную столицу для детального обследования и лечения.
По результатам компьютерной томографии врачи Педиатрического университета диагностировали у ребёнка фистулу - патологическое соединение между правой легочной артерией и левым предсердием.
В норме кровь с низким содержанием кислорода поступает в правое предсердие, затем в правый желудочек, откуда выталкивается в лёгочную артерию и проходит в лёгкие для насыщения кислородом, прежде чем вернуться в левое предсердие. Фистула же создает прямой путь по которому кровь может обходить лёгкие, что приводит к снижению сатурации.
Задачей хирургов было устранить аномальное соединение. Однако сложность анатомической ситуации требовала очень точной диагностики.
|
|
- В рентгеноперационной мы выполнили ребёнку диагностическое зондирование сердца, с целью визуализацию фистулы. Мы предполагали, что сможем закрыть патологическое сообщение рентгеэндоваскулярными методами, но фистула находилась между легочными венами и была достаточно большой, поэтому устанавливать окклюдер было бы рискованно. Мы приняли решение выполнить вмешательство на открытом сердце, - сообщил заведующий кардиохирургической службой клиники вуза Андрей Нохрин. |
Пациенту в тот момент было 17 дней. Операция продлилась 2 часа.
|
|
- Фистула была расположена между лёгочными венами, что могло затруднить её идентификацию. Нам было необходимо действовать очень точно, чтобы не повредить важные анатомические структуры. Поэтому мы применили две методики. Первая - эндовидеоподдержка. Мы завели специальную маленькую камеру в отверстие, которое использовали для дренирования плевральной полости, чтобы видеть изнутри те анатомические структуры, которые не доступны для хорошей визуализации. И второе: мы накладывали на фистулу временную диагностическую клипсу и выполняли чреспищеводную эхокардиографию, чтобы точно убедиться, что мы пережимаем именно фистулу, а не одну из лёгочных вен, - рассказал о ходе вмешательства Андрей Нохрин. |
Заведующий эндоскопическим отделением клиники Педиатрического университета Алексей Мешков отметил, что специалисты университета стремятся расширять возможности применения эндовидеохирургии - в том числе и при проведении операций на сердце.
|
|
- В данном случае мы использовали новый одноразовый эндоскоп. Такое оборудование позволяет увеличить изображение в несколько раз, увидеть даже мельчайшие структуры. Это даёт повышение точности работы хирургов. Дополнительная визуализация позволяет им видеть операционное поле с той стороны, с которой оно обычно недоступно, увидеть обратную сторону процесса. Это и даёт по-настоящему ювелирную точность, - сказал Алексей Мешков. |
Отметим, что хирургическое вмешательство завершилось успешно, послеоперационный период у ребёнка протекал без осложнений. В конце июня мальчика выписали домой, он вернулся в Новгородскую область.